Распечатать
60 лет за 60 дней

1973: Речные прогулки и прощание с Петровским прудом

Липецкая область: 60 лет за 60 дней

Липецкая область готовится отметить 60-летие со дня своего основания. Случится это 6 января 2014 года. В преддверии знаменательной даты LipetskMedia представляет проект «60 лет за 60 дней». Каждую неделю на сайте мы будем публиковать материалы из газет с 1954-го по 2013 год: интересные статьи, заметки, фотографии – все то, что по нашему мнению, отражало дух времени.

1973

В Липецкой области закрывается филиал Московского института стали и сплавов. Теперь в регионе есть свой собственный Политехнический институт. Его сдали в 1972-м, но только к следующему году он заработал в полную мощность.  В 1973 всех преподавателей перевели на работу в новый вуз, а студентов, уже проходивших обучение в филиале столичного учебного заведения, автоматически зачислили в Политех. Институту достались в «наследство» от филиала Московского института стали и сплавов все  научные наработки, при этом он получил собственный учебно-научный вычислительный центр и  новейшие лаборатории.

Создание собственного института – важное решение, ведь в городе работает один из лучших в стране  металлургических заводов – НЛМЗ, и передовик производства – Липецкий тракторный завод.   Главной задачей, которую ставили перед преподавателями Политеха, была подготовка кадров для этих двух предприятий.

В то же время в Педагогическом институте вводят новую дисциплину - отделение общетехнических дисциплин и черчения. Выпускников направляли в школы, где они учили старшеклассников конструированию, металлообработке, машиноведению, техническому черчению.   Советский союз нуждался в инженерах, поэтому воспитывать их  начинали со школьной скамьи.

Липецк стал первым городом в стране, где был построен девятиэтажный панельный дом. Вплоть до 1973-го года в СССР панельные дома достигали не более пяти этажей в высоту. Чтобы построить панельный дом в 9 этажей, необходимо было облегчить конструкцию. Для этого в Липецке впервые при строительстве применили шлакопемзобетон. 

Экспериментальный дом  на 179 квартир  был построен в 9 микрорайоне. Как пишет «Ленинское знамя», квартиры в этом доме были просторнее и красивее, чем в панельных пятиэтажках.  С этого момента строительство панельных высоток становиться обычным делом в Липецке.

В Липецке появляется первый дизельный поезд. Его пустили по  маршруту Елец-Грязи. Это был самый современный по тем временам железнодорожный транспорт – в нем был кондиционер, поддерживающий в салоне температуру в 20 градусов. Поезд развивал высокую скорость,  и мог одновременно вмещать до 800 пассажиров.

В 1973-м году в эксплуатацию сдан обновленный зал липецкой областной филармонии. Он располагался в здании дореволюционной постройки у Нижнего парка на том месте, где сейчас  находится часовня Петра и Павла. Филармония это помещение получила в наследство от областного театра, со строительством же часовни, уже в наше время,  это учреждение культуры снова осталось без собственного концертного зала.

В поселке Тракторного завода открылся новый Дом Быта. На его трех этажах разместился цех ремонта и пошива обуви, парикмахерская. Была здесь даже мастерская по пошиву дамских сумочек, которая пользовалась большим спросом у модниц.

На улице Зегеля открывается Салон Красоты. В нем работает парикмахерская, есть отдельный зал для окрашивания волос. Только здесь  был врачебный кабинет, проводились косметические процедуры. Более того, только в Салоне красоты была  лаборатория, где липецкими фармацевтами и косметологами  производилась  лечебная и декоративная косметика. Посетителей было очень много. Записываться в салон нужно было за месяц вперед, а быть там постоянным клиентом  считалось очень престижным.

В моде «платформы». Чем толще подошва туфель – тем лучше, считали модники и модницы. И если с «мини» в свое время советская легкая промышленность спорила, выпуская наперекор всем тенденциям, юбки, прикрывающие колени; то платформу даже липецкие обувщики восприняли на ура. На обувной фабрике открылся цех по изготовлению обуви на платформе. Ее выпускали, правда, не массово, а по заказу.  Платформу могли сделать наборной или цветной, обтянув ее кожей. Более того, на фабрике начали принимать на переделку вышедшие из моды туфли: от них отрывали старую подошву и крепили новую – толстую и красивую. Таких заказов было очень много – около 250 немодных туфель ежемесячно ставили на платформу липецкие обувщики.

В Липецком отделении связи появилась интересная новинка – многооборотная тара для посылок.  Помимо деревянных ящиков в обращение стали входить пластиковые. Их нельзя было купить, только арендовать. Уложив прямо на почте вещи в ящик, клиент закрывает его специальной задвижкой, посылка опечатывается и отправляется в путь. Когда посылка приходит в пункт назначения, ее содержимое отдают адресату, а коробку используют вторично.

Открыт Липецкий зоопарк. В нем находятся 50 видов животных и птиц. Он очень популярен у липчан – ежедневно его посещают до пяти тысяч человек.  В липецком зверинце жили медведь, бегемот, лама, лев, тигр,  ягуар, зубробизон. В то время в зоопарки привозили животных, не приученных к жизни в неволе – отловленных в дикой природе. Условия их содержания в наше время Гринпис назвал бы жуткими – клетки были очень тесными, располагались близко друг к другу. Особенно страдала бегемотиха.  Ей выделили вольер, в котором она еле могла развернуться; для купания вместо болота у нее была ванна, делая которую, явно сэкономили – животное с трудом в нее помещалось.

На реке Воронеж появились  большие прогулочные катера – вместимостью до 100 человек, которые по заказу городских властей были построены на Азовской судостроительной верфи. Катера  очень популярны у липчан. На речном транспорте можно было просто покататься с музыкой, можно было даже съездить на пикник  на Силикатные озера, где для этого было все необходимое – столы, лавочки и даже пункты продажи газировки. Катер можно было использовать и просто как средство передвижения, на нем добирались до окраин города. Свою актуальность речные прогулки потеряли в годы перестройки, когда реку Воронеж перестали чистить, и она стала покрываться водорослями уже в середине лета.

Город лишился одной из старейших своих достопримечательностей – Петровского пруда. В свое время это был самый большой рукотворный водоем в России, сооруженный еще в XVIII веке для питания липских железоделательных заводов. Его площадь составляла 70 гектаров.   Пока стояли заводы, вода в пруду отличалась высокой прозрачностью, из-за высокого содержания минералов в воде, он никогда не покрывался водорослями, и в нем не водилось рыбы.   

Пруд  стал частью Липецкого курорта. Он соединял Нижний и Верхний парки. На берегу с обеих сторон находились пристани. Лодочные прогулки от парка к парку были одним из любимых развлечений липчан и отдыхающих.

В 1930 годах целебные грязи уже не использовали, а пруд зарос и был заболочен. Его пытались очистить, но потом попросту осушили болота и засыпали водоем. Начались эти работы в конце 60-х, а закончились в 1973-м году.

Засыпка пруда вызвала подъем грунтовых вод. В результате в Нижнем парке начали погибать подтопленные деревья. В течение 30 лет погибли почти все деревья на исторических аллеях. Так, что те деревья, которые мы сейчас можем видеть на месте пруда, не старше 40 лет.

Виктория Ретюнских

Новости по теме Новости MediaMetrics
Адрес страницы : https://www.lipetskmedia.ru/news/view/23485-1973__Ryechniye_progulki.html