1973: Речные прогулки и прощание с Петровским прудом

09:00, 18 мая 2013
Спецпроекты

Липецкая область готовится отметить 60-летие со дня своего основания. Случится это 6 января 2014 года. В преддверии знаменательной даты LipetskMedia представляет проект «60 лет за 60 дней». Каждую неделю на сайте мы будем публиковать материалы из газет с 1954-го по 2013 год: интересные статьи, заметки, фотографии – все то, что по нашему мнению, отражало дух времени.

1973

В Липецкой области закрывается филиал Московского института стали и сплавов. Теперь в регионе есть свой собственный Политехнический институт. Его сдали в 1972-м, но только к следующему году он заработал в полную мощность.  В 1973 всех преподавателей перевели на работу в новый вуз, а студентов, уже проходивших обучение в филиале столичного учебного заведения, автоматически зачислили в Политех. Институту достались в «наследство» от филиала Московского института стали и сплавов все  научные наработки, при этом он получил собственный учебно-научный вычислительный центр и  новейшие лаборатории.

Создание собственного института – важное решение, ведь в городе работает один из лучших в стране  металлургических заводов – НЛМЗ, и передовик производства – Липецкий тракторный завод.   Главной задачей, которую ставили перед преподавателями Политеха, была подготовка кадров для этих двух предприятий.

В то же время в Педагогическом институте вводят новую дисциплину - отделение общетехнических дисциплин и черчения. Выпускников направляли в школы, где они учили старшеклассников конструированию, металлообработке, машиноведению, техническому черчению.   Советский союз нуждался в инженерах, поэтому воспитывать их  начинали со школьной скамьи.

Липецк стал первым городом в стране, где был построен девятиэтажный панельный дом. Вплоть до 1973-го года в СССР панельные дома достигали не более пяти этажей в высоту. Чтобы построить панельный дом в 9 этажей, необходимо было облегчить конструкцию. Для этого в Липецке впервые при строительстве применили шлакопемзобетон. 

Экспериментальный дом  на 179 квартир  был построен в 9 микрорайоне. Как пишет «Ленинское знамя», квартиры в этом доме были просторнее и красивее, чем в панельных пятиэтажках.  С этого момента строительство панельных высоток становиться обычным делом в Липецке.

В Липецке появляется первый дизельный поезд. Его пустили по  маршруту Елец-Грязи. Это был самый современный по тем временам железнодорожный транспорт – в нем был кондиционер, поддерживающий в салоне температуру в 20 градусов. Поезд развивал высокую скорость,  и мог одновременно вмещать до 800 пассажиров.

В 1973-м году в эксплуатацию сдан обновленный зал липецкой областной филармонии. Он располагался в здании дореволюционной постройки у Нижнего парка на том месте, где сейчас  находится часовня Петра и Павла. Филармония это помещение получила в наследство от областного театра, со строительством же часовни, уже в наше время,  это учреждение культуры снова осталось без собственного концертного зала.

В поселке Тракторного завода открылся новый Дом Быта. На его трех этажах разместился цех ремонта и пошива обуви, парикмахерская. Была здесь даже мастерская по пошиву дамских сумочек, которая пользовалась большим спросом у модниц.

На улице Зегеля открывается Салон Красоты. В нем работает парикмахерская, есть отдельный зал для окрашивания волос. Только здесь  был врачебный кабинет, проводились косметические процедуры. Более того, только в Салоне красоты была  лаборатория, где липецкими фармацевтами и косметологами  производилась  лечебная и декоративная косметика. Посетителей было очень много. Записываться в салон нужно было за месяц вперед, а быть там постоянным клиентом  считалось очень престижным.

В моде «платформы». Чем толще подошва туфель – тем лучше, считали модники и модницы. И если с «мини» в свое время советская легкая промышленность спорила, выпуская наперекор всем тенденциям, юбки, прикрывающие колени; то платформу даже липецкие обувщики восприняли на ура. На обувной фабрике открылся цех по изготовлению обуви на платформе. Ее выпускали, правда, не массово, а по заказу.  Платформу могли сделать наборной или цветной, обтянув ее кожей. Более того, на фабрике начали принимать на переделку вышедшие из моды туфли: от них отрывали старую подошву и крепили новую – толстую и красивую. Таких заказов было очень много – около 250 немодных туфель ежемесячно ставили на платформу липецкие обувщики.

В Липецком отделении связи появилась интересная новинка – многооборотная тара для посылок.  Помимо деревянных ящиков в обращение стали входить пластиковые. Их нельзя было купить, только арендовать. Уложив прямо на почте вещи в ящик, клиент закрывает его специальной задвижкой, посылка опечатывается и отправляется в путь. Когда посылка приходит в пункт назначения, ее содержимое отдают адресату, а коробку используют вторично.

Открыт Липецкий зоопарк. В нем находятся 50 видов животных и птиц. Он очень популярен у липчан – ежедневно его посещают до пяти тысяч человек.  В липецком зверинце жили медведь, бегемот, лама, лев, тигр,  ягуар, зубробизон. В то время в зоопарки привозили животных, не приученных к жизни в неволе – отловленных в дикой природе. Условия их содержания в наше время Гринпис назвал бы жуткими – клетки были очень тесными, располагались близко друг к другу. Особенно страдала бегемотиха.  Ей выделили вольер, в котором она еле могла развернуться; для купания вместо болота у нее была ванна, делая которую, явно сэкономили – животное с трудом в нее помещалось.

На реке Воронеж появились  большие прогулочные катера – вместимостью до 100 человек, которые по заказу городских властей были построены на Азовской судостроительной верфи. Катера  очень популярны у липчан. На речном транспорте можно было просто покататься с музыкой, можно было даже съездить на пикник  на Силикатные озера, где для этого было все необходимое – столы, лавочки и даже пункты продажи газировки. Катер можно было использовать и просто как средство передвижения, на нем добирались до окраин города. Свою актуальность речные прогулки потеряли в годы перестройки, когда реку Воронеж перестали чистить, и она стала покрываться водорослями уже в середине лета.

Город лишился одной из старейших своих достопримечательностей – Петровского пруда. В свое время это был самый большой рукотворный водоем в России, сооруженный еще в XVIII веке для питания липских железоделательных заводов. Его площадь составляла 70 гектаров.   Пока стояли заводы, вода в пруду отличалась высокой прозрачностью, из-за высокого содержания минералов в воде, он никогда не покрывался водорослями, и в нем не водилось рыбы.   

Пруд  стал частью Липецкого курорта. Он соединял Нижний и Верхний парки. На берегу с обеих сторон находились пристани. Лодочные прогулки от парка к парку были одним из любимых развлечений липчан и отдыхающих.

В 1930 годах целебные грязи уже не использовали, а пруд зарос и был заболочен. Его пытались очистить, но потом попросту осушили болота и засыпали водоем. Начались эти работы в конце 60-х, а закончились в 1973-м году.

Засыпка пруда вызвала подъем грунтовых вод. В результате в Нижнем парке начали погибать подтопленные деревья. В течение 30 лет погибли почти все деревья на исторических аллеях. Так, что те деревья, которые мы сейчас можем видеть на месте пруда, не старше 40 лет.

Виктория Ретюнских

Мировые новости