Без оценок: липецкая школа становится гуманной

13:15, 25 ноября 2021
Культура

В 47-й липецкой школе уже почти 20 лет не ставят оценки по физической культуре, музыке и изобразительному искусству. Поэтому и в региональный проект «Гуманная школа. Школа, в которой я хочу учиться» она включилась еще в прошлом году.

– Гуманную педагогику сегодня связывают с отменой оценок, формы и отсутствием домашнего задания. Но это понятие намного шире и в основе своей имеет, прежде всего, отношение к ребенку как к личности, – убежден директор школы Игорь Катасонов. – На ребенка не надо смотреть свысока, как это часто бывает. Сам уклад школьной жизни должен воспитывать и детей, и взрослых. У нас давно создана демократическая республика «Серебряная орбита». Раз в год проходят выборы ее президента. Он и все ребята, которые входят в актив школы, наделяются полномочиями и отвечают за школу так же, как и директор, завуч и любой учитель. Есть Управляющий совет школы, в который входят ученики, учителя и родители. На нем обсуждаются самые разные вопросы, касающиеся школьной жизни.

К слову, по предложению самих учеников школа перешла на триместровую систему обучения и пятидневную неделю учебы. Кроме того, были сокращены дни летней трудовой практики с тем, чтобы у детей было больше времени для отдыха. Именно в таком подходе к обучению здесь выражается гуманность и демократичность.

В школе развивается детское движение. Для начальных классов – экоклуб «Ромашка», где не только воспитывается любовь к природе, но и происходит знакомство детей с самоуправлением, с тем, как оно работает. Для 5–7 классов еще в конце 90-х возродили пионерскую организацию. Старшеклассников объединяет «Юность».

– Детское движение нужно для того, чтобы ребенок раскрывался, – продолжает Игорь Катасонов. – Ребята сами не только организуют мероприятия, но и пишут сценарии к ним. В этом году старшеклассники провели самостоятельно летний школьный лагерь по знакомству ребят младших классов с Российским движением школьников. Главное – доверие к ребенку. Не надо бояться, что он тебя подведет. Все это окупится. Естественно, есть педагогическая поддержка, но на уровне страховки.

Даже в самые непростые для страны и системы образования времена в этой школе, стремясь разнообразить обучение, руководствовались принципом «Не навреди!». В 90-х взяли на вооружение программу «Воспитание нравственности через овладение музыкальной культурой», введя углубленное изучение отдельных предметов творческой направленности. И убедились в том, что увлечение музыкой действительно влияет на уровень воспитанности детей. В 2003-м году пришли министерские рекомендации по введению безотметочного обучения по предметам ИЗО, музыка и физическая культура.

– Мы приняли свое положение, – вспоминает директор. – Аргументы были весомые. По физкультуре кто-то может подтягиваться, а кто-то, например, из-за лишнего веса, не может. Почему же надо ставить оценку за то, что ребенок не может выполнить чисто физически!? Та же история и с ИЗО. Тот, кто не умеет рисовать, вряд ли научится. Но обидно, когда у ребенка – четверки и пятерки, а по рисованию – тройка. И музыка – предмет особенный. Он для тех, у кого есть слух и голос. А у кого-то их нет, но он старается. И его труд надо оценивать по достоинству. Мы приняли решение, что во всех классах по этим предметам будет зачет и незачет. Такая система оценивания существует в нашей школе до сих пор. Правда, мы столкнулись с проблемой, что в выпускных классах должны ставиться отметки, иначе учащихся нельзя допускать до экзаменов. Поэтому в девятых и одиннадцатых классах по физкультуре была введена оценочная система. Но в этом году Министерство образования РФ как будто нас услышало и выпустило новые рекомендации: в аттестат с этого года мы можем ставить по физкультуре (изучение музыки и ИЗО заканчивается раньше) зачет и незачет. И школа может по этому поводу принимать самостоятельное решение.

Когда в прошлом году 47-й предложили вступить в региональный проект «Гуманная школа. Школа, в которой я хочу учиться», речь сразу пошла о начальных классах.

– Потому что есть база. Я по-прежнему убежден, что и в начальной школе ребенок должен идти на учебу, чтобы научиться учиться, общаться, контактировать, социализироваться. Это главное, – считает Игорь Катасонов.

Безоценочная система была введена во втором классе.

Этому предшествовало анкетирование родителей, которые выразили свое согласие на эксперимент. Сегодня уровень усвоения материала в этом классе отражается в специальных оценочных листах.

Бесспорно, прибавилось работы у заместителя директора, Натальи Лавровой, курирующей начальную школу. Именно Наталья Николаевна, учитель с большим опытом, взялась за реализацию нового проекта.

– Самое главное – это мотивирующее оценивание, когда ребенок получает больше похвалы, – убеждена она. – Безотметочная система – это не новое. В 80-х в школу пошли шестилетки. Им в первом и втором классах мы не ставили оценок. Когда в тетради ребенок видит слова «Молодец» и «Умница», и всему классу показывают его тетрадь, это хорошо стимулирует к прилежной учебе. Нужно оценивать действия ребенка. Главная цель – чтобы ребенок научился учиться сам, мог себя контролировать, самостоятельно выполнять домашнее задание. Иногда делаю замечания родителям, которые стремятся так помочь, что выполняют работу за ребенка. Если вижу, что ребенок выполнил домашнее задание с ошибкой, все равно хвалю его, потому что он сделал его сам. Многие родители все равно хотят видеть оценку ребенка и просят ее озвучить. В таких случаях говорю: «Если вы мне доверяете, давайте сделаем так, чтобы дети вовсе не слышали слова «Три», «Четыре», «Пять», – поделилась секретами профессии Наталья Лаврова.

– Когда нам предложили новую безоценочную систему, вначале я, как и все мамы, отнеслась к этому настороженно, – подключилась к разговору мама третьеклассницы Дианы Марина Манаенкова. – Но спустя год могу сказать, что есть плюсы. Первый в том, что дети не боятся идти в школу из-за оценок. Они идут сюда за знаниями, а не за тройками и пятерками. Второй плюс в том, что дети сами могут выбирать домашнее задание. Например, им предлагаются для заучивания три стихотворения. Дети выбирают то, что нравится больше. Это повышает самооценку. И опять же, они сами себя характеризуют. У каждого ребенка есть тетрадь достижений, где все расписано по баллам. Это новое и интересное. Есть у них и другая «фишка»: дети оценивают работу друг друга на уроке с помощью разноцветных квадратиков. Благодаря этой работе в коллективе, мне кажется, наш класс заметно сплотился.

Курирует проект «Гуманная школа. Школа, в которой я хочу учиться» региональный Институт развития образования.

– Проект вызвал множество вопросов, особенно у родителей, которые что-то слышали о том, что есть гуманная школа, а что это такое, не знают. Поэтому последние два месяца сотрудники нашего института посещают те школы региона, которые не входят в этот проект, – рассказала ректор ИРО, кандидат технических наук Инесса Шуйкова. – Мы решили, что нужно познакомить общественность с тем, из чего состоит проект. Для родителей мы проводим круглые столы, где касаемся вопросов воспитания детей, современных направлений развития образования, тех запросов, которые есть у самих родителей к образованию и воспитанию. Эти встречи носят неформальный характер и проходят в дружеской атмосфере. В аудитории педагогов мы даем мастер-классы по современным образовательным методикам, основанным на гуманной педагогике.

Надо сказать, что учителя с большим интересом слушают информацию, например, про ту же систему оценивания. И, действительно, когда они понимают, как грамотно выстроить урок при помощи такого методического инструментария, понимают, что это более полезно и интересно детям и им самим, чем классическая система, к которой они привыкли. Результат, который получают педагоги, – возможность сделать урок по-новому.

С детьми проводятся игровые классные часы, обсуждается, нужна ли форма, влияет ли одежда в школе на успеваемость, какова роль оценок в школьной жизни, как мы должны стремиться к тому, чтобы достичь успехов в своем будущем. И дети раскрепощаются.

– Когда входишь в аудиторию, срабатывает фактор недоверия и у родителей, и у учителей, и у детей. Но буквально после пяти-шести минут встречи, особенно это заметно на детской аудитории, ситуация меняется, и наши собеседники становятся более открытыми, вступают в диалог, рассказывают о том, что волнует. И даже школьные учителя удивляются этому, потому что им не всегда удается вызвать детей на откровенный, живой разговор. Обычно полдня уходит на такую работу со школой, и мы получаем много благодарностей. В каждой школе хотят, чтобы мы приехали снова, – заключила Инесса Шуйкова.

Ольга Шкатова, фото Сергея Литаврина

Мировые новости