Как игры в куклы приводят к большим проектам

15:43, 11 июля 2021
Культура

Вот представьте: возраст, когда забавляют пупсы и Барби, давно позади. А куклы интересуют, да ещё как. Да что там – становятся проводником общественно важной идеи. Проект Виктории Мальцевой «Кукла с душой, или Гардероб для Алисы» вошёл в число отмеченных и рекомендованных к реализации российским Фондом социальных инноваций.

Кандидат педагогических наук, профессор, автор более ста печатных работ, член Союза дизайнеров России, обладатель многочисленных премий Виктория Мальцева – человек, известный не только в Елецком госуниверситете. Многие из её учеников уже сами состоялись в профессии. Вот с них-то всё когда-то и началось. Студенты в качестве курсовой создали кукол в костюмах разных эпох. Так появилась серия «Из варягов в греки».

Наглядный пример, как выглядели наши далёкие предки от Скандинавии до Византии. Другую коллекцию разработали специально для особой экономической зоны «Липецк» как представительские подарки. В ней все традиционные наряды нашего края. Красиво, а для иностранных партнёров ещё и привлекательно.

Гардероб для Алисы

Идея, что куклы могут стать лицом региона, обросла новыми гранями и оформилась в проект «Кукла с душой, или Гардероб для Алисы», который Виктория Мальцева представила на федеральной акселерационной программе.

Дети интересуются гаджетами. На этом постулате и основано следующее направление проекта: делать кукол с цифровой «начинкой», что даст им возможность разговаривать. Такие игрушки с циклом заданий уже есть, когда ребёнок должен нажать нужную кнопку, чтобы получить правильный ответ.

Но здесь такое обучение будет в виде диалога. В диджитал-куклу можно заложить любую программу – от простого «здравствуй, как дела?» до более сложных вариантов. Явная польза для тех, у кого проблемы с общением или есть особенности здоровья. И даже для тех, кто в силу разных причин изолирован от общества. А общаясь с таким «другом», они могут достичь многого, в том числе и в личностном развитии.

Создание таких кукол даст возможность трудоустроить молодёжь и людей в возрасте, посмотреть, как приложить свои способности к условиям современного рынка и его потребностям, а может, и открыть своё дело. Куклы же могут трансформироваться во многие идеи: это может быть образ конкретной эпохи со своеобразной речью и жестикуляцией. Домашний
собеседник, который скрасит жизнь и сделает её более наполненной и интересной.

– Мы не предлагаем подменять такой куклой мир, мы его дополняем, – уточняет Виктория. – Это не панацея, например, для интровертов или детей с особенностями здоровья, а одно из средств развития. Детский интерес непостоянен, а тут нечто новое. Чтобы любопытство не угасало слишком быстро, можно кукле менять костюм или программный продукт, который покажет, что электронный друг тоже растёт, учится новому.

Взрослые любят кукол не меньше, чем дети. Кто-то коллекционирует или украшает ими интерьер. А кто-то использует как стильный манекен, когда хочется обладать последней коллекцией модных домов мира. Копии платьев от кутюрье, созданные в миниатюре, дают возможность рассмотреть детали и понять, шить ли такое в полном размере. Вот тебе и домашний подиум.

Чтобы воплотить эти идеи, на базе бизнес-инкубатора при университете было создано предприятие «Профид», директором которого и является Виктория Мальцева. Открытое как студенческое конструкторское бюро, оно стало Центром молодёжного инновационного творчества. На новейшем оборудовании, предоставленном в виде субсидии Минэкономразвития и администрацией региона, выполняются артобъекты, необходимые студентам для творческих разработок. И вещи создаются оригинальные. Одна из последних – сумка-трансформер, которая может стать пальто, одеялом, клатчем. Многие её элементы изготовлены на 3D принтерах и станках лазерной резки. Любым оборудованием студенты могут пользоваться бесплатно: «Профид» – предприятие социальное. А с этого года ещё и малое инновационное.

– Осенью проведём большую программу по гранту Русского фонда культуры – «Кружевная провинция». Совместно с фирмой «Елецкие кружева» и нашим университетом помогаем реализовать её некоммерческой организации «Мы вместе». Не только выставка кружева со всей России – будут конкурсы, дефиле, – делится планами Мальцева. – ЦМИТовское движение возникло
ещё до «IТ-кубов», «Точек кипения». Потом кто-то полностью ушёл в коммерциализацию, кто-то, как мы, нашёл себя в социальных проектах, которые облегчают жизнь людей. Нас знают, нашу марку уважают. Создаём костюмы для музыкальных коллективов, НКО, школьного театра, где играют дети с ОВЗ. Для фестиваля «Елецкая закваска» шили купеческие наряды,
разрабатывали сувенирные бренды.

Костюм своего дела

– У нас много умельцев, – говорит Мальцева. – Возрождают народные промыслы, занимаются рукоделием. Но посмотрите, что продают на событийных фестивалях, ярмарках? Трудно найти стильную вещицу, сделанную со вкусом. Нужно учить выпускать качественный и востребованный продукт, а не китч. Мы на базе «Профида» даём обучающие программы, в том числе и бесплатные – курсы по дизайн-проектированию для школьников, дизайн-конструированию верхней одежды. И учимся сами.

В сентябре прошлого года Центр инноваций социальной сферы Липецкой области при поддержке московского Фонда социальных инвестиций проводил в регионе трёхмесячную акселерационную программу. Акселератор – часть национального проекта «Предпринимательство».

– Бизнес в социальной сфере часто не про прибыль. Такие акселераторы учат, как выстроить процесс, привлекать средства и партнёров, анализировать сильные и слабые стороны проекта. Но бизнес-модель – это голый каркас, на который ты потом примеряешь костюм своего дела. Как «сядет», зависит от многого. Иногда модель прекрасная, но подходит для массового производства. А у нас штучный эксклюзивный товар. А значит, это высокая себестоимость даже без учёта интеллектуальных затрат. Но фарфоровая или деревянная на шарнирах, такая кукла не будет стоить заоблачных денег. Всё зависит от её размера.

Верхний потолок – десять тысяч. На рынке нет такого продукта, который ещё и воспитывает. Значит, наши куклы будут
востребованы, – убеждена Виктория. Для неё самой этот акселератор – один из множества. Мальцева участвовала и в самой первой программе под эгидой президента.

– Мы со студентами тогда разработали коллекцию одежды для современной женщины, которая хочет выделяться индивидуальностью, в том числе и в одежде. Появился собственный бренд «Карина», названный по имени автора. После защиты проекта, второкурсницу на бизнес-акселераторе признали самой перспективной. Сейчас эта выпускница – ведущий дизайнер
Воронежского театра.

Коллекция кукол, демонстрирующих своим обликом все эпохи, занимает в одной из аудиторий университета огромный стеллаж во всю стену.

– Фарфор для интерьерных кукол приобретаем в Санкт-Петербурге, – рассказывает Мальцева. – Моя давняя мечта – принтер, который работает на гипсовом порошке, стоит несколько миллионов. Но мечта – уже шаг к реальности. Вот сейчас мы генерируем мечту, а потом помогаем студентам её воплотить.

Марина Кудаева, журнал "ЛИЦА"
 

Мировые новости