Вперед в прошлое

10 незаслуженно забытых советских фильмов

Цензура «тормозила» кинокартины Гайдая, Кончаловского, Михалкова, Полоки, Климова и других режиссёров

До распада СССР, 30 лет назад, в Липецке были две киноточки «второго экрана». Это малый зал кинотеатра «Заря», где сейчас офис епархии разместился, и ДК строителей, где теперь Городской дом музыки. Там только в будни  и в дневное время, чтобы зрителей меньше было, изредка показывали фильмы, не запрещённые руководством Госкино, но и не рекомендованные к широкому показу. Вроде, как и выпустили киноленты в прокат, но сделали так, что их мало кто увидел. А некоторые фильмы и вовсе ложились на полки архивов киностудий на многие годы. По версии LipetskMedia, в число незаслуженно забытых  советских кинокартин, вошли минимум 10 прекрасных  высокохудожественных фильмов. Сейчас все они есть в открытом доступе в интернете, а во времена СССР о них только слышали, но не видели.

1. «Инкогнито из Петербурга»  Леонида Гайдая (1977)

Все мы любим фильмы Леонида Гайдая, и растащили их на цитаты. Но одну из его комедий вспомнят далеко не все. Это «Инкогнито из Петербурга» по мотивам гоголевского «Ревизора». Достаточно назвать фамилии снявшихся в нём актёров, чтобы понять творческий размах режиссёра. Это -  Папанов, Мордюкова, Куравлёв, Филиппов, Ширвиндт, Кузнецов, Невинный, Харитонов, Анофриев и Мигицко в роли Хлестакова.  Чем же не понравилась комедия руководству Госкино? Это сейчас  бело-сине-красный флаг считается государственным. А во времена Гоголя он был лишь символом торгового флота. Но Леонид Гайдай во многих сценах развесил триколоры по уездному городу, да ещё и в перевёрнутом вверх тормашками виде. Неувязочку заметили консультанты.

К тому же цензорам не понравилось, что герб России – двуглавый орёл – кукарекал в фильме. Но это мелочи… В гайдаевской версии  герои гоголевского «Ревизора» слишком уж напоминали дурь советских чиновников и показуху социалистической действительности.  Запрещать фильм не стали, но комедию запустили «вторым экраном».

2. «Дорога к звёздам» Павла Клушанцева (1957)

«Дорога к звёздам» совместила в себе элементы научно-фантастического игрового кино и научно-популярного фильма. В фильме рассказывается о теории Циолковского, в популярном виде описываются законы баллистики, наглядно показываются принципы космических полётов ещё за месяц до запуска первого спутника.  В форме игрового кино за четыре года до полёта Гагарина показан первый в мире полёт человека в космос, а  также первый полёт человека на Луну. Показан выход человека в космос и создание орбитальной станции.

С точки зрения киноискусства фильм намного опередил своё время, показав замечательные для того времени спецэффекты, заимствованные потом Голливудом. В 1958 году кинолента получила Международную премию в Белграде. Но в Советском Союзе прошла «вторым экраном». В те годы между СССР и США  шла гонка за первый полёт человека в космос. И в Госкино решили не рекламировать даже научно-фантастические космические программы. Как бы чего не вышло.

3. «Солдаты» Александра Иванова (1956)

Фильм «Солдаты» был снят по сценарию Виктора Некрасова по мотивам его же повести «В окопах Сталинграда», удостоенной в 1947 году Сталинской премии. В ней рассказывается, как Красная Армия отступала вплоть до Сталинграда, как готовилась к обороне города и какой ценой его защищала. По мнению прошедших войну литературных критиков,  это произведение до сих пор остаётся одним из самых правдивых о Великой отечественной.  «Солдаты» были сняты в 1956 году. Его успели показать лишь на одном фестивале и в нескольких кинотеатрах. Незадолго до этого прошёл ХХ съезд КПСС,  на закрытом заседании которого Никита Хрущёв  сделал доклад «О культе личности и его последствиях». После этого ревизии подвергли всю литературу, одобренную лично Сталиным. Повесть «В окопах Сталинграда» изъяли из библиотек, а фильм «Солдаты» положили на полку. Виктор Некрасов, как диссидент,  эмигрировал из СССР.

4. «Урок литературы» Алексея Коренева  (1968)

Трагикомическая лента по мотивам рассказов Виктории Токаревой должна была появиться на экранах ещё в 1968 году, однако увидела свет только в 1989-м. Сначала камнем преткновения стало  сценарное название фильма – «День без вранья». Цензоры считали, что вся советская действительность строилась на честности, поэтому не может быть никакого одного дня без вранья. Создатели переименовали фильм в «Урок литературы», но это не спасло его от отправки на полку. Картину сочли вражеской пропагандой, а образ главного героя, учителя литературы, признали несоответствующим образу советского учителя.

5. «Интервенция» Геннадия Полоки (1968)

19 лет забвения ожидали картину Геннадия Полоки, представление-буфф по мотивам одноимённой пьесы Льва Славина  с  Высоцким, Юрским, Золотухиным, Гафтом, Хуциевым и Аросевой в ролях.

В Одессу, находящуюся под властью белых в 1919 году прибывают войска Антанты, с которыми часть местного населения связывает большие надежды. Владимир Высоцкий играет большевика-подпольщика, за голову которого назначена награда в 10 тыс. руб. золотом. Но из-за безответственности одной из участниц подполья  его и других большевиков арестовывают и казнят. Вето на прокат фильма наложил лично председатель Госкино Алексей Романов, назвав «Интервенцию» откровенным творческим провалом студии «Ленфильм». Было отмечено, что создатели картины допустили слишком серьёзные идеологические просчёты.

6. «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» Андрея Кончаловского (1967)

Фильм режиссёра Кончаловского по сценарию Юрия Клепикова, появился в прокате только через 20 лет после премьерного показа. Картину сразу же отправили на полку из-за своей пронзительной правдивости. Воспоминания колхозников о своей жизни, откровенная нищета и отсутствие перспектив, - всё это не соответствовало пропагандируемому повсеместному счастью советских граждан.

7. «Без свидетелей» Никиты Михалкова (1983)

Пьесу Софьи Прокофьевой «Беседа без свидетеля» в журнале «Театр» прочёл Михаил Ульянов и предложил её Никите Михалкову для театральной постановки. Начались репетиции, которые продолжались до тех пор, пока Михалков не получил предложение снять фильм по этой пьесе. Спектакль в результате театральных разногласий так и не вышел на сцену. Единственные роли в картине исполняют Ирина Купченко и Михаил Ульянов.

В фильме муж бросает жену со своим, а не с её ребёнком и уходит к дочери своего высокопоставленного начальника. Девять лет спустя навещает бывшую супругу и, узнаёт, что она собралась замуж за его старого друга, на которого он в своё время написал анонимку чтобы подставить. Опасаясь, что правда станет известна, шантажирует бывшую жену, грозя рассказать ребёнку, что не она его мать. Женщина подчиняется и разрывает отношения с женихом. На протяжении фильма у героя Ульянова меняется форма черепа и увеличиваются зубы. Таким образом подчёркивается преобразование героя из добропорядочного человека в настоящего монстра. Фильм был слишком жизненным и правдивым для застойных времён СССР, поэтому в широкий прокат вышел только во времена горбачёвской перестройки.

8. «Охота на лис» Вадима Абдрашитова (1980)

Прекрасная режиссёрская и операторская работа, отличная игра Николая Гостюхина, Ирины Муравьёвой, Дмитрия Харатьяна и других известных актёров. Но социальная драма бросала тень на безоблачную высоко духовную жизнь советского рабочего класса. Рабочий завода Виктор Белов избит в парке двумя подростками. Один из них осуждён на два года исправительной колонии усиленного режима, другой также получает два года, но условного срока. Белов по-прежнему работает на заводе. Жизнь, казалось бы, течёт как и прежде: завод, семья, спортивные состязания — «охота на лис». Однако Белов сомневается в справедливости приговоров. Он начинает ездить в колонию к осуждённому, безуспешно пытаясь «достучаться» до него, хотя в итоге добивается его досрочного освобождения…

В фильме была сцена, где Виктор Белов, выйдя из ресторана, избивает Владимира Беликова в том же самом парке, где когда-то подростки Беликов  и Стрижак напали на него. Цензура вырезала эту сцену и запустила фильм «вторым экраном».

9. «Незваный друг»  Леонида Марягина (1980)

Плеяда великих актёров: Олег Даль, Ирина Алфёрова, Олег Табаков, Наталья Белохвостикова, Анатолий Ромашин, Всеволод Санаев, Наталья Гундарева… Фильм рассказывает о сложных взаимоотношениях двух учёных-химиков. Виктор Свиридов (последняя роль Олега Даля) прибыл из провинции, где работает инженером на одном из заводов, в столичный институт, чтобы осуществить защиту своего проекта, связанного с актуальной научной проблемой. Однако без поддержки давнего друга Алексея Грекова у него нет шансов: большинство членов учёного совета настроено против его проекта и его самого. Но и Греков вынужден выбирать между научной карьерой своей жены и обязательствами перед другом. Однако это было не по-советски, не по-социалистически. Поэтому фильм посмотрели совсем мало зрителей, а потом его и вовсе збыли.

10. «Иди и смотри» Элема Климова (1985)

Фильму повезло, что его выпустили к 40-летию Победы, к тому же начиналась горбачёвская перестройка. Картина «выстрелила», а потом о ней незаслуженно забыли. Сценарий фильма назывался «Убейте Гитлера». Название было задумано в глобальном смысле — как призыв убить дьявольское начало, в первую очередь, в себе. Режиссёр понимал, что это будет очень жестокий фильм, и полагал, что вряд ли кто-нибудь сможет его смотреть. Сказав об этому соавтору сценария Адамовичу, Климов в ответ услышал: «Пусть не смотрят. Мы должны это оставить после себя. Как свидетельство войны, как мольбу о мире».

В центре сюжета — белорусский мальчик, который становится свидетелем ужасов нацистской карательной акции, в течение двух дней превращаясь из жизнерадостного подростка в седого старика. Съёмки фильма предполагалось начать в 1977 году, но работу над картиной остановили. По словам главного редактора сценарно-редакционной коллегии Госкино СССР Даля Орлова, после прочтения литературного, а потом и режиссёрского сценария вырисовывался фильм не о подвигах, а «с одной стороны, гитлеровском изуверстве и, с другой стороны, о партизанах, которые показаны грязными, предельно убогими, зачастую лишившимися человеческого облика».

К съёмкам Элем Климов приступил только семь лет спустя и вновь столкнулся с цензурой. Если бы не смена власти в СССР фильм мы не увидели бы вообще.

P.S. Вторым экраном показывали все фильмы Андрея Тарковского.

На фото кадры из советских кинофильмов

Новости по теме Новости MediaMetrics