Вперед в прошлое

Какие заводы похоронили под обломками СССР

Экономический кризис 90-х привёл к закрытию крупных предприятий Липецкой области

В этом году исполняется 30 лет распаду Советского Союза. После него начались «лихие 90-е» с разгулом оргпреступности, обнищанием населения и ростом смертности. В Липецкой области на многих предприятиях зарплату месяцами задерживали, а тысячи наших земляков стали безработными. Причина тому – развал экономики. Под обломками СССР были похоронены не только малые и средние предприятия, но и крупные заводы.

Липецкий тракторный завод

Липецкий тракторный завод имени XXIII съезда КПСС был вторым после НЛМК градообразующим предприятием Липецка. Начиная с 1944 года с его конвейера сошли более 1,5 млн  гусеничных пропашных тракторов КД-35, КДП-35, Т-38М и колесных Т-40, ЛТЗ-55, ЛТЗ-60 и ЛТЗ-155. Теперь завода нет, остались лишь полуразрушенные цехи.  И старенький трактор  на постаменте на въезде в Левобережье с Октябрьского моста.

Почему же ЛТЗ умер?  Всё очень просто. В СССР была плановая экономика. В Министерстве сельскохозяйственного машиностроения планировали сколько и каких тракторов нужно выпускать в стране каждый месяц, доводили разнарядку до предприятий и финансировали её выполнение.

С приходом в 1985 году к власти в СССР Михаила Горбачёва начались реформы, планирование с обеспеченными деньгами госзаказами решили заменить расширением самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования. Липецкий тракторный завод пустили в свободное плавание. Предприятие должно было финансировать собственное производство за счёт средств, полученных от самостоятельной продажи тракторов. А так как в колхозах и совхозах денег не было, сельхозтехнику почти никто не покупал. Производство начало сокращаться и в итоге сошло на нет. В 2004 году завод признан банкротом. Такая же участь ждала и многие другие предприятия Липецкой области и всего бывшего СССР.

Липецкий станкостроительный завод

В самом центре Липецка между улицами Советской и 8 Марта, там, где сегодня расположен ТРЦ «Европа», размещались цехи известного далеко за пределами СССР Липецкого станкостроительного завода. Ещё до Октябрьской революции, с 1916 года, там производилась сборка  самолётов. С 1929 года предприятие называлось Механическим заводом, с 1933-го – Ремонтно-тракторным заводом, с 1956-го – Липецким станкостроительным заводом. Продукция экспортировалась во многие страны. В 1970 году ввели в строй корпуса главного сборочного  цеха на 2000 единиц металлорежущих станков в год и заготовительно-штамповочного цехов. В 1976 году — ещё одного сборочного цеха. В 1984 году был построен корпус инженерных служб. А потом началась горбачёвская перестройка, и Липецкий станкостроительный  завод повторил судьбу Липецкого тракторного. Хотя в 90-е там пытались наладить выпуск мини-тракторов и подшипников для высокоточных станков. Но потом завод снесли и построили торгово-развлекательный центр.

Липецкий трубный завод

В Липецке есть остановка общественного транспорта «Кольцо Трубного завода». Хотя ни трамвайного кольца, ни самого завода давно нет. Предприятие начало работать в 1952 году. Первоначально оно выпускало чугунные канализационные трубы и называлось Заводом канализационных труб, а в народе – чугунолитейным заводом, или просто чугунолитейкой. Также его продукцией было фасонное литьё. В 1962 году Липецкий трубный начал выпускать эмалированные чугунные ванны, а с 1966 года – стальные. В 1994 году налажено производство электросварных труб. В 90-е предприятие переживало кризис, в 2002 году завод остановили. О его былом существовании теперь напоминает название строительного гипермаркета «Большой трубный», построенного в районе промзоны бывшего предприятия.

Липецкий завод пусковых двигателей

Район за Быхановым садом Липецка в советское время называли «пускачами», потому что в конце улицы Балмочных располагался Липецкий завод пусковых двигателей. В конце 1945 года это была машинно-тракторная мастерская, потом Авторемонтный завод, затем Механический завод, с 1970-го – завод пусковых двигателей. Предприятие наладило специализированный выпуск малолитражных карбюраторных двигателей, применяемых в качестве пускового устройства к дизелям средней мощности. К 1980 году производство выросло до 157 тыс. двигателей в год для Липецкого и Владимирского тракторных заводов. Также производились детали для Михайловского, Харьковского и Гомельского заводов пусковых двигателей. Кроме предприятий отрасли завод поставлял продукцию 170 организациям СССР и на экспорт. В начале 90-х произошло значительное падение спроса на продукцию предприятия в связи с глубоким кризисом, охватившим сельскохозяйственное машиностроение на территории бывшего СССР. В начале нулевых оборудование предприятия демонтировали.

Липецкий завод «Центролит»

Если ехать из Липецка по Елецкой трассе, в районе нового Косырёвского кладбища сохранился указывающий стрелкой налево дорожный знак со словом «Центролит». Так с 1968 года до  начала нулевых назывался специализированный чугунолитейный завод. «Центролит» поставлял машиностроительным предприятиям страны чугунное и цветное литьё весом от нескольких граммов до десятков тонн. В 1975 году на заводе разработали новый  метод непрерывного литья. После распада СССР «Центролит» постигла участь многих советских предприятий. Какое-то время он переживал кризис, но в 2009 году прекратил своё существование.

Елецкий завод «Эльта»

Градообразующее предприятие Ельца «Эльта» с 1951 года выпускало кинескопы для телевизоров и обеспечивало работой 6 тыс. человек. Прилегающий к его территории микрорайон до сих пор называется «Эльтой». С экономическими трудностями завод столкнулся в начале 80-х. Предприятию была необходима модернизация для перехода к выпуску современных кинескопов. Но деньги из госбюджета на неё не выделялись. «Эльта» закрылась в 1996 году. Теперь её многочисленные помещения превращены в торговый ряд с многочисленными магазинами.

Листопрокатный цех № 6 НЛМК

Распад СССР с его экономическим кризисом не обошёл стороной флагман отечественной чёрной металлургии и главное предприятие региона – Новолипецкий металлургический комбинат имени Юрия Андропова. В 80-е годы был разработан проект строительства на НЛМК ещё одного листопрокатного цеха с широкополосным станом горячей прокатки. Такой цех, которому присвоили № 6, был бы сравним с крупным заводом. В нем должны были трудиться около 1,5 тыс. рабочих и инженеров. Но ЛПЦ-6 так и не возвели. Хотя начали вбивать сваи на стройплощадке, коммуникации подводить и оборудование в Чехословакии и других странах закупать. Период распада СССР был временем оголтелого популизма. Местные экологи подняли  шум, что новый цех якобы может нанести ущерб окружающей среде и так загазованного Липецка. В госказне лишних денег не было, и поднятая экологами  волна негодования была только на руку министерским чиновникам, прекратившим финансирование строительства нового цеха.

Липецкий радиаторный завод

Производство на Липецком радиаторном заводе начали сворачивать ещё при советской власти в 1983 году. Находилось предприятие между  улицами Октябрьской, Скороходова и Калинина на берегу водоотводного канала реки Липовки. Выпускало чугунные отопительные радиаторы. Стоили они и тогда дорого, поэтому для квартир панельных многоэтажек начали закупать стальные батареи. Финансирование завода резко сократили. Да и чугунолитейное производство в центре Липецка было экологически вредным. В 1985 году завод переименовывается в «Огрсантехпром», в 2014-м полностью снесли. 

Иван Двуреченский

Фото из архива LipetskMedia, паблика «Старый Липецк» и соцсетей

Новости по теме Новости MediaMetrics