Общество

Трижды подумайте, подписывая финансовые документы


Очень грустную историю поведала пришедшая в редакцию 74-летняя пенсионерка Лидия Вострикова. Старушка перестала верить в честность и справедливость, не надеется на чью-либо помощь и единственное, о чём просит, так это придать гласности ситуацию, в которую она попала. Чтобы другие жители Липецкой области не оказались в аналогичной ситуации. А дело было так…

Как бабушка без процентов по вкладу осталась

– В 2017 году я пришла в банк, чтобы положить на счёт 100 тысяч рублей, полученных от продажи своего земельного участка в деревне, – рассказала Лидия Вострикова. – Сотрудница банка очень приветливо встретила меня. Радостно сообщила, что для поддержки ветеранов труда старше 70 лет есть некий инвестиционный продукт, более выгодный, чем обычные вклады, доходность которых тогда составляла минимум 7% годовых.

Поверив сотруднице, Лидия Вострикова вложила 100 тысяч рублей на 3 года 6 месяцев. Минуло 3,5 года, пенсионерка пришла в банк, чтобы забрать вложенные средства и проценты по вкладу. Но оказалось, что её деньги находятся в страховой компании. Старушке пришлось отправить в Москву заявление на выплату и документы заказным письмом с уведомлением. Оплатив 180 рублей за письмо, она несколько раз звонила в страховую компанию. Через месяц ей пришёл перевод на 100 373 рубля 22 копейки.

– Разве это не издевательство? За три года и семь месяцев на вклад в 100 тысяч рублей, которыми пользовалась страховая, мне начислили 373 рубля 22 копейки. Из них 180 рублей я потратила на заказное письмо, – вытирая слёзы, говорит Лидия Вострикова. – Если бы я не поддалась на уговоры девушки в банке и сделала обычный вклад под 7%, то сегодня получила бы доход  в  24,5 тысячи рублей.

У явления есть название  мисселинг

Поговорив со специалистами в банковской сфере, корреспондент LipetskMedia выяснил, что Лидия Вострикова не единственная, попавшая в подобную ситуацию. Доверчивых клиентов, испытавших на себе, что такое мисселинг, довольно много. Мисселингом называют случаи, когда вкладчиков намеренно вводят в заблуждение и предлагают услуги, которые им не нужны. Проще говоря, вместо открытия обычного вклада клиента убеждают подписать договор, по которому процентов он может и не увидеть. И всё по закону! Раз подпись под документом стоит, значит, дано добровольное согласие.

– Продукт или услуга, которые вам пытаются продать под видом чего-то другого, сами по себе могут быть прекрасными. Но если вам не объяснили особенности и риски, это и есть мисселинг. Чаще всего это происходит в банках, куда люди приходят с доверием, как в советские сберкассы, не ожидая, что их может ждать подвох, – рассказала эксперт Центрального банка Елена Шервуд.

По её словам, клиентам часто говорят, что предлагаемый им продукт – то же самое, что и вклад, но с повышенной доходностью. И предлагают инвестиционное страхование жизни, накопительное страхование жизни, облигации, векселя самого банка или иные ценные бумаги. Иногда предлагается комбинированный вариант: часть денег на вклад, а часть – в инвестиции. При этом не объясняют, что в отличие от вклада доходность по инвестициям никто не гарантирует.

Центробанк предупреждал

Заглянув на сайт Центробанка РФ, LipetskMedia наткнулся на весьма любопытную информацию. ЦБ зафиксировал резкий рост инвесторов в России на фондовом рынке. Только в 2020 году на нем появилось 5 млн новых клиентов. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина, выступая в декабре в Совете Федерации, посетовала, что пользуясь тем, что новые правила продажи инвестпродуктов неопытным инвесторам вступят в силу еще не скоро, некоторые финансовые организации злоупотребляют этой отсрочкой и вводят клиентов в заблуждение.

– Сейчас мы видим, как финансовые организации стараются использовать тот срок, который был дан на адаптацию, чтобы, извините за выражение, «впарить» людям продукты, которые не подходят для неквалифицированных инвесторов. Когда у людей, например, заканчивается срок депозита, им предлагают в том же банке не продлить депозит, а купить альтернативу, забрасывая неподготовленного человека пустыми словами вроде «защиты капитала», «гарантированной доходности», – заявила глава Центробанка.

Но не все знают о предупреждениях Центробанка, сделанных ещё в прошлом году.

Как не стать жертвой обмана?

Детально изучив ситуацию, LipetskMedia вывел несколько элементарных правил, которые помогут не попасться на уловки. От сотрудника банка необходимо получить ответы всего на четыре вопроса и потребовать четко указать, где в договоре написано именно это:

1. Гарантирована ли доходность (определенная ставка на весь срок договора)? Вам могут сказать, что гарантированы 1-2%, но реальная доходность будет выше. Однако надо понимать, что обещания, не зафиксированные на бумаге, не дают вам никаких гарантий.

 2. Застрахована ли вся вносимая вами сумма Агентством по страхованию вкладов (АСВ) в общей сложности на 1 млн 400 тыс. руб.? По закону в случае, если банк не может исполнить свои обязательства,  то АСВ компенсирует вам только ту часть, которая обозначена в договоре как «вклад» или «депозит» (и, конечно, деньги на счете). Вложенные в инвестиционные продукты средства, случись что, вам никто уже не вернет.

3. На какой срок заключается договор? Какие потери грозят при досрочном расторжении договора? Расторгнув договор вклада досрочно, потеряешь только проценты. А в случае с инвестиционными договорами при досрочном прекращении можно потерять и часть своих денег.

4. С какой организацией заключается договор? Это банк, страховая компания, брокер, доверительный управляющий или ещё что-то?

При этом надо помнить, что инвестиционные продукты – это абсолютно легальный способ вложения денег и предложение приобрести их мошенничеством не является.  Если  же вы поставили подпись под договором, доказать факт, что вас ввели в заблуждение,  очень сложно. Потребуются судебные тяжбы с банком, которые могут затянуться на годы и высосут из клиента огромные деньги. Поэтому куда проще задать четыре выше названных вопроса и внимательно изучить договор, прежде чем его подписать.

Новости по теме Новости MediaMetrics