Образование

Студенты вместо учителей: липецкий опыт


Одни учителя были вынуждены уйти на самоизоляцию, другие заболели. Чтобы продолжить учебный процесс в обычном режиме, школам помогли студенты педвузов. 30 второкурсников ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского с ноября вышли в качестве тьюторов в школы Липецка.

Студенты помогают в организации уроков учителям-предметникам, чей возраст старше 65 лет. Из-за ограничительных мер по борьбе с коронавирусной инфекцией педагоги этой возрастной категории проводят уроки дистанционно.

Серьезные помощники

— У нас учитель химии, Татьяна Игоревна Фленова, две недели вела уроки на удаленном доступе. Помогали ей тьюторы, которые в это время находились с детьми в классах, — рассказывает директор 40-й липецкой школы Татьяна Аксенова. — После каникул Татьяна Игоревна вышла в школу, поскольку у нее нет хронических заболеваний. Но мы не отказались от тьюторов, потому что это очень хорошая практика. У нас побывали на уроках биологи, филологи, математики. А сейчас вести уроки английского языка педагогам помогает наш выпускник Михаил Толмачев. Мы рады, что он пришел в родную школу.

В ЛГПУ Михаил получает педагогическое образование по английскому и немецкому.

— Конечно, для практики я выбрал свою школу. Здесь у меня есть возможность поработать с детьми с третьего по одиннадцатый класс. Понимаю, что главная задача на данном этапе — научиться держать дисциплину, — не скрывает молодой человек.

Татьяна Аксенова призналась, что всегда готова взять на работу талантливую молодежь. Четверокурсница ЛГПУ Мария Игумнова выбрала направление «Начальные классы и досуговая деятельность». Сейчас пришла в 40-ю школу в качестве вожатой и кружковода. Вышивка, тряпичная кукла, различные техники рисования — всему этому она научилась еще в Чаплыгинском доме школьника.

— Уже в девятом классе я точно знала, что буду поступать в педуниверситет. После практики захотелось по-настоящему себя попробовать. Большая удача, что с этого года старшекурсникам педагогических вузов разрешено работать в школах, — считает Мария.

Без диплома, но со знаниями

Возможность поработать в школе не упустил и пятикурсник Института филологии Липецкого педуниверситета, потомственный педагог Никита Лошкарев. Он преподает русский язык и литературу в шестых классах 23-й липецкой школы. В День учителя, 5 октября, в режиме видеоконференцсвязи молодой человек поделился с Президентом РФ Владимиром Путиным своим опытом преподавания в школе.

— Я рассказал Владимиру Владимировичу, что заканчивал небольшую сельскую школу, но очень доволен той, в которой работаю сейчас. Здесь дружный коллектив. К коллегам можно обратиться за помощью по любому вопросу, — говорит Никита. — За четыре года учебы я набрал те навыки, которые позволяют мне применять свои знания на практике. Убежден, что я на правильном пути. Впереди — защита диплома, служба в армии и, надеюсь, обучение в магистратуре.

Пятикурсник Института естественных, математических и технических наук Липецкого педуниверситета Артем Бабаев преподает в 18-й липецкой школе алгеб­ру и геометрию.

— Еще в старших классах я хотел стать учителем, но по настоянию родителей поступил в технический вуз. Меня хватило лишь на полтора года, — рассказывает Артем. — В университете меня сориентировали на работу в школе. Здесь мне очень нравится. В класс вхожу на подъеме. У меня два девятых. У них впереди экзамены, а у меня зимняя сессия и диплом. Надеюсь, справимся.

— В сегодняшних условиях, когда есть нужда в педагогических кадрах, пригласить на работу студентов — это лучшее решение, — считает директор 18-й школы Денис Шведун. — И у них складывается удобная ситуация: еще в период учебы можно себя попробовать в работе. У нас два молодых математика, и мы на них рассчитываем.

Дома стены помогают

— Три года у нас была вакансия учителя физической культуры. Ее заняла одна из наших выпускниц Ольга Маликова. Когда она поступала в ЕГУ, мы вели речь о том, чтобы она вернулась к нам работать, — делится опытом директор Тербунской школы Татьяна Моргачева. — Ольга Александровна проходила у нас практику. В этом году, перейдя на четвертый курс, стала вести уроки.
Дети ее обожают. Она, победитель муниципального и призер областного этапов предметных олимпиад, на спортивных состязаниях по-прежнему представляет школу и Тербунский район и играет за сборную университета. Это хорошая практика — брать на работу заинтересованных в ней старшекурсников педвузов. Сегодня студенты считаются молодыми специалистами и получают полагающиеся доплаты.

— Примером для меня всегда был мой учитель, а сегодня коллега Алексей Васильевич Бурцев. В десятом классе я решила, что буду, как он, учителем физкультуры, — подключается к разговору Ольга Маликова. — Я планировала вернуться в свою школу, потому что дома и стены помогают, и в коллективе, где тебя знают, всегда поддержат. Конечно, нагрузка большая. Продолжаю заниматься волейболом, баскетболом, легкой атлетикой, фитнес-аэробикой. В вузе у меня свободное посещение. Оно разрешено с третьего курса тем, кто работает по специальности. Веду уроки, секцию по волейболу у подростков и понимаю, что я на своем месте.

— К выпускному курсу студенты проходят две педагогические практики в школе, все имеют за плечами работу с детьми в оздоровительных лагерях. К этому времени они полностью осваивают профильные предметы и, конечно, готовы к работе в школе, — убежден проректор по учебной работе ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского Анатолий Комков. — Молодые кадры, владеющие цифровыми технологиями, могут поддержать учителей старшего поколения. Нашим же ребятам, конечно, идет на пользу взаимодействие с опытными наставниками.

Ольга Шкатова, фото Геннадия Логунова

Новости по теме Новости MediaMetrics