Экономика

День логистики. Застроят ли Липецкую область современными складами?


Экономические перспективы той или иной территории, равно как и почти любого серьезного проекта напрямую зависят от качества логистической составляющей. В современном мире это уже практически аксиома, не требующая никаких доказательств.

В бытовом смысле логистику часто воспринимают просто как доставку неких товаров из одного пункта в другой с наименьшими затратами времени и денег. Но это слишком упрощенное понимание. В реальности это очень сложное и многофакторное учение, предмет которого – планирование, управление и контроль за движением материальных, финансовых и информационных ресурсов в разных системах. Если скрестить, например, экономику с футболом, то получится, что грамотно организованная логистика является для отдельного экономического субъекта чем-то вроде хорошо поставленной командной игры, позволяющей быстро и эффективно перемещать мяч от игрока к игроку. Только вместо голов на выходе получается сэкономленное время, заработанные деньги и открывающиеся щедрые перспективы. И если отталкиваться от этого сравнения, то Россия в целом и Липецкая область в частности пока играют явно не высшей лиге. Хотя и всеми силами туда стремятся.

О том, как можно сократить этот непростой путь, говорили 15 сентября участники конференции «Липецкая область. Верное направление», состоявшейся на территории грязинского участка ОЭЗ «Липецк». Незадолго до ее открытия в администрации региона губернатор Игорь Артамонов и председатель совета директоров фирмы «Август» Михаил Данилов подписали меморандум о сотрудничестве. Компания, производящая химические средства для защиты растений, намерена вложить свыше полумиллиарда рублей в строительство логистического центра для хранения и распределения своей продукции на елецком участке ОЭЗ. И это событие, конечно, положительно повлияло на настроение участников разговора.

О положении дел в сфере логистики, как в целом по стране, так и конкретно в нашем регионе, рассказал директор департамента индустриальной и складской недвижимости компании Knight Frank Константин Фомиченко. Общий объем действующих на территории России складов категорий «А» и «В» (за исключением используемых отдельными компаниями только под свои нужды) составляет на сегодня 28,3 миллиона квадратных метров. Интересно, что весь этот массив на 68 процентов сконцентрирован вокруг Москвы и Санкт-Петербурга. На всю остальную Россию остается только 32 процента площадей, да и те сгруппированы в основном в Новосибирске, Ростове-на-Дону, Казани, Владивостоке и других крупных городах. До 2009 года склады в России использовались преимущественно логистическими операторами, но потом их потеснили с пьедестала продуктовые ритейлеры, занимающие теперь долю в 36 процентов. Однако в 2020 году резко пошли в рост компании, занимающиеся онлайн-торговлей. Всего за год их доля расширилась с 11 до 34 процентов. И, скорее всего, это не просто признак «коронавирусной конъюнктуры». По словам Константина Фомиченко, люди, вкусившие минувшей весной всех прелестей и удобств шопинга в Интернете, наверняка включат совершение покупок дистанционно в круг своих повседневных привычек.

Что касается Липецкой области, то площадь расположенных на ее территории складов классов «А» и «В» составляет 92,5 тысячи квадратных метров. Средняя арендная ставка составляет 2630 рублей за квадратный метр, что существенно ниже усредненного показателя по России – 3750 рублей. Эти цифры, поданные в презентации в сравнении с другими регионами, заинтересовали гендиректора ОЭЗ «Липецк» Дмитрия Дударева. Он задался почти риторическим вопросом: почему суммарная площадь логистических центров в Воронеже намного больше, чем в Липецке (500 тысяч квадратных метров против 92,5 тысячи), если с точки зрения близости к федеральным трассам и рядя других параметров наша область своему соседу ни в чем не уступает?

Константин Фомиченко объяснил этот факт статусом Воронежа как города-миллионника. Компаниям удобно складировать здесь свою продукцию и другие ресурсы, чтобы потом быстро распределять их по всей Воронежской области и соседним регионам. Кроме того, Воронеж удобно расположен почти посередине между Ростовом-на-Дону и Москвой. А движения грузов между этими городами традиционно идет очень интенсивно.

Впрочем, это вовсе не повод заранее загонять себя в тень соседа. По словам Константина Фомиченко, логистического бума в обозримой перспективе стоит ожидать и в городах-полумиллионниках. Тому есть ряд предпосылок. Так, развитие интернет-торговли наверняка создаст потребность в наличии складов (пусть и небольших), находящихся в шаговой доступности от потребителей. Внесет свой вклад в поведение экономических субъектов и фактор пандемии. Если окончательно уничтожить COVID-19 не удастся (или, допустим, на смену ему придет какой-нибудь COVID-20), то они будут жить в постоянном стрессе из-за угрозы очередного закрытия границ и, как следствие, существенного замедления товарооборота. А кто же хочет жить в постоянном стрессе? Один из возможных выходов – максимальная локализация производства и складирования продукции непосредственно в отдельных регионах.

У Липецкой области для развития логистики есть и свои специфические предпосылки, о которых участникам конференции рассказала начальник регионального управления инвестиций и инноваций Евгения Локтионова.

– Нас хорошо знают и доверяют нам компании с мировыми именами и лидеры российского бизнеса, – сказала она. – Грязинскую площадку ОЭЗ «Липецк» смело можно назвать уникальной. Здесь уже действуют 27 производственных площадок. Мы тесно сотрудничаем с инвесторами из 16 стран и в целом очень хорошо развиты по многим направлениям.

Среди таких направлений Евгения Локтионова отметила, например, сельскохмашиностроение и выпуск белой бытовой техники. Кроме того, Липецкая область имеет серьезный и пока еще не до конца раскрытый потенциал как участник промышленных цепочек в автомобилестроении. На руку здесь играют производство металлокорда (им занимается резидент ОЭЗ «Липецк» – бельгийская компания Bekaert) и стали. Да и удобным географическим расположением наш регион точно не обижен. Добраться до Москвы на машине по трассе М-4 можно всего за пять часов, а самолет из Липецкого аэропорта до столичного Домодедово долетает и вовсе за 50 минут. Ну а «вишенкой на торте» является целый пакет льгот, полагающийся заходящим в регион инвесторам.

Как заставить эти факторы работать быстрее? По словам Константина Фомиченко, инвестор всегда идет за спросом. Если спрос на аренду складов в Липецкой области увеличится, то их сразу начнут строить в нужных объемах. За этой вроде бы простой формулой скрывается момент почти диалектического свойства. Хорошо развитая логистика, как мы уже отметили в начале, является важнейшим инструментом для оживления экономической активности. Но вместе с тем и сама она может возникнуть только там, где экономические процессы цветут буйным цветом. И подписанный сегодня меморандум между администрацией региона и компанией «Август» свидетельствует о том, что эта взаимосвязь приобретает в Липецкой области все более видимые очертания.

фото Геннадия Логунова

Новости по теме Новости MediaMetrics