Городская среда

«СинемаЛипецк», или История городских кинотеатров. Начало


Кино придумали для того, чтобы его показывать. А кинотеатры для того, чтобы кино смотреть. Недавно после долгого перерыва открылись городские кинотеатры. Со всеми предосторожностями типа свободной рассадки, масок и санитайзеров.

Мы же предлагаем вместе с "Городской средой" проследить этапы истории липецкого синематографа от флигеля мещанского дома до ультратехнологичных "аймаксов".

Всего каких-то 125 лет назад братья Люмьер явили миру новое чудо — синематограф (так называлась аппаратура, с помощью которой можно было создавать и воспроизводить движущиеся изображения), продемонстрировав жителям Парижа 48-секундную запись под названием «Прибытие поезда».

В наше время уже сложно оценить важность этого события. Но тогда, на самом стыке XIX и XX веков, именно кино стало главным развлечением для людей по всему миру. Увлечение кинематографом стало очень модным. Произошло вытеснение театра, имевшего многовековую славу.

Постепенное развитие техники и возрастающий интерес к новому виду искусства явились стимулом для открытия первых кинотеатров — специально оборудованных помещений с экраном и стульями для зрителей. Первый в мире кинотеатр появился в Нью-Йорке в 1896 году. Тогда же первый постоянный кинотеатр открылся и в Российской империи — в Санкт-Петербурге в мае 1896 года по адресу: Невский проспект, дом 46.

История липецкого «синемА» — как часто любили говорить в то время, с ударением на последнюю гласную, — официально ведется с 1909 года. Именно этим годом датируется первое документальное упоминание о кинотеатре в Липецке. И, да, не удивляйтесь, вопреки расхожему мнению это был не "Унион". Благодаря современному исследованию липчанки Ульяны Ивашовой, изданному в шестом выпуске "Исторического альманаха" (2017 год), мы теперь можем знать, что первый кинотеатр в городе Липецке был открыт на территории Липецкого курорта в Нижнем парке по улице Садовой. 14 июня 1909 года был составлен акт о техническом состоянии театра «в присутствии архитектора Вл. Фреймана, инженера-электрика Дегтева, исполняющего дела смотрителя Липецких минеральных вод Кибалова, дворянина В.В. Питина».  Таким образом, первый кинотеатр в городе был открыт до 1909 года и представлял собой одноэтажное деревянное здание вместимостью 130 человек, имевшее "два выхода на улицу и в парк для постоянного пользования и третий запасный выход шириною в два аршина в парк".

Синематограф ирбитского мещанина Вадима Николаевича Голова, первое документальное упоминание о котором датируется 1910 годом, помещался в одноэтажном каменном доме № 9 по Воронежской улице (сейчас улица Советская) во флигеле дома мещанки Елены Парфильевны Богдановой. 

И только в 1911 году появляется первое упоминание о будущем кинотеатре "Унион". Именно тогда было подано прошение на утверждение проекта устройства театра и электрической установки в краснокирпичном здании постройки последней четверти XIX века, которое было отремонтировано крестьянином Василием Яковлевичем Титовым, а ранее арендовано им у владельцев — братьев Сидоровых. Дом, перестроенный под кинотеатр, находился фактически в самом центре светской жизни Липецка — на Старобазарной площади, через дорогу от здания курортного зала Липецких минеральных вод. Исторические источники сохранили для нас небольшое представление о его внешнем виде на тот момент: «здание, приспособляемое под театр, имеет кроме главного входа с Садовой (К. Маркса) улицы три запасных выхода из зрительного зала на Вознесенскую площадь и два выхода во двор из помещения фойе». 

Изначально синематограф Титова функционировал, что называется, по большим праздникам, однако уже к 1913 году работал в полном объёме, о чём свидетельствует «Акт осмотра здания от 4 февраля 1913 года».

Примерно в 1914 году театр синематографа Титова был переименован в кинотеатр «Унион», скорее всего, это было сделано после того, как здание выкупил липецкий мещанин Вадим Голов совместно с австрийцем Викентием Майером. Точной причины, почему кинотеатр стал называться «Унион», доподлинно неизвестно. Есть предположение, что Майер был поклонником спортклуба «Унион» — а в начале XX века в России и крупных городах Европы такое название было у множества спортивных и футбольных команд.

В апреле 1917 года, после Февральской революции, когда пал царский режим и власть перешла к Временному правительству, возле стен «Униона» произошло яркое во всех смыслах событие: там, где сейчас расположены площадь Революции и памятник революционерам, более известный как «Мужик с полотенцем»,  жители города устроили символические похороны царизма и под звуки «Марсельезы» сожгли черный гроб с надписью «Вечное проклятье дому Романовых!».

В 1918 году, уже после Великой Октябрьской социалистической революции и установления в Липецке Советской власти, «Унион» был переименован в «Красную звезду». Тогда же в его стенах прошла I уездная конференция компартии большевиков, о чем свидетельствует мемориальная доска на фасаде зрительного зала.  

В последующие 15 лет, до момента, пока кинематограф не стал звуковым, кинотеатр переживал разные времена. По свидетельству источников того времени, бывало такое, что «ввиду большого дефицита таковой не функционировал». Или как летом 1922 года кинотеатр использовать «не представляется возможным ввиду слабого посещения публики». Поменялись владельцы, а также название – причем не единожды. Сначала это была аббревиатура МОПР (по названию местного отделения Международной организации помощи революционерам), что тогда для страны было очень модным (АВИАХИМ или ГОЭЛРО). Потом название сменилось на «Маяк», а в 1932 году кинотеатр стал называться в честь 15-летия Октября. Незадолго до этого переименования в нем был оборудован зрительный зал с новейшей звуковой аппаратурой, а старый переоборудовали в фойе. Перемены коснулись и внешнего вида здания: архитектурный декор был изменен в стилистике победно маршировавшей в то время советской неоклассики.

Во время Великой Отечественной войны, когда фронт подходил вплотную к Липецку, в фойе и зале кинотеатра, днём работавшего в обычном режиме (!), ночью спали солдаты, которым утром предстояло отправиться на передовую. 

Стоит также упомянуть и о еще одном пристанище синематографа в дореволюционное время. 

На улице Воронежской (современная улица Советская), на том месте, где сейчас находится огромное здание, включающее в себя городскую администрацию и множество офисных помещений, а до недавнего времени - и клуб "Маска", в каменном двухэтажном здании, принадлежавшем городскому Голове Митрофану Клюеву, располагался кинотеатр "Модерн". Он был открыт уже совсем незадолго до революционного 1917 года и был устроен по образцу развлекательных заведений современности. У «Модерна» торговые залы магазинов и зрительские залы помещались в одном строении.

Помимо кинотеатра в этом здании располагалось Петровское общество распространения научных и практических знаний (кстати, его возглавлял все тот же Митрофан Клюев), открывшее здесь также библиотеку, лекторий и воскресную школу.

В 1918 году "Модерн" был переименован в "Луч свободы" и был очень популярен среди горожан в 20-е годы. В следующем десятилетии кинотеатр был перестроен в кондитерскую, а еще позже - снесен. Примерно на этом самом месте затем находилось культовое среди липчан кафе "Сказка". 

Продолжение следует

Редакция портала "ЛипецкМедиа" выражает благодарность Александру Знаменщикову, Ульяне Ивашовой, Александру Аниськову, а также администрациям сообщества "Липецк вчера и сегодня" в соцсети "Одноклассники" и паблике "ВКонтакте" "Старый Липецк" за предоставленную информацию и архивные фото

Новости по теме Новости MediaMetrics