Общество

Легендарный военный ЗИС-5В воссоздал житель Липецкой области


Во время торжественных мероприятий к 75-летию Великой Победы лебедянцы были очень удивлены – на площади Ленина появилась точная копия военной «трёхтонки», автомобиль ЗИС-5В.

Такой подарок землякам преподнес ветеран-афганец Александр Пупынин, который сделал автомобиль своими руками. Мысль о создании полной копии знаменитой военной машины пришла к Александру уже давно. В середине девяностых годов он смотрел военный парад в Москве и увидел довольно неряшливо исполненные копии автомобилей, на которых везли участников боевых действий. Возникла мысль: неужели завод ЗИЛ не мог сделать действительно реалистичные машины, чтобы провезти ветеранов? Вторым толчком стало знакомство с ветераном Георгием Николаевичем Шиловым, человеком огромной души и богатырской силы. Он провёл войну водителем и приехал с войны на импортной машине, брал Берлин. У Александра возникла мысль – сделать копию легендарного отечественного автомобиля и посадить Шилова за руль. К сожалению, Георгий Николаевич, проведя долгую и насыщенную жизнь, не дожил до этого момента...

Александр исполнял интернациональный долг в Афганистане с 1983 по 1985 год, сначала была учебка в Теджене (Туркменистан). Там стал специалистом по ремонту автомобильной и бронетехники, сразу попал в 180-ый мотострелковый полк, одно из самых боевых подразделений ограниченного контингента.  В Афганистане получил награды: медали «70 лет Вооруженных Сил СССР», «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», после службы были памятные юбилейные медали…  

С инструментом его учил обращаться отец -инвалид, который ловко управлялся одной рукой с леркой, метчиком, придумывал новые приспособления, чтобы облегчить труд в условиях ограниченных возможностей.  

Из всех машин Великой Отечественной Пупынина особенно заинтересовала модель ЗИС-5В – «трехтонка», или «Захар Иванович», как машину уважительно называли фронтовики. Ее упростили во время войны: металл был дорогой, стояла всего одна фара, квадратные крылья (чтобы не штамповать круглые), тормоза передние сняли, оставили одни задние, ну и минимум комфорта остался. Всем известная «полуторка» была менее мощной и более легкой. При эвакуации из Ленинграда лёд Ладожского озера не выдерживал «трёхтонку», а «полуторки» проходили.

Александр вспоминает документальный сюжет из сети. Несколько лет назад подняли ЗИС со дна Ладоги и обнаружили накачанные колеса, только подумайте – в них же воздух 1943 года! Самодеятельному мастеру хотелось показать народу, что была очень интересная техника, которая служила верой и правдой. Делал он все сам, не по штатным чертежам, а соблюдая пропорции в размерах, доверяясь большому практическому опыту еще со времен армии, вспоминая уроки отца, опираясь на собственное техническое чутье, смекалку. Приходилось использовать интернет, журнал «Моделист-конструктор», чтобы уточнять конфигурации отдельных деталей.

Гнул металл, варил, подгонял кронштейны. Собирал – кто что даст, некоторые запасные части покупались. Александр благодарен товарищам-армейцам, которые помогали словом и делом, поддерживали материально.  

А началось все с покупки автомобиля ГАЗ-52, который прежний владелец хотел сдать на металлолом. Разобрал весь по частям, оставил голую раму с двигателем. И начал потихоньку делать кабину. Некоторые детали должны были быть деревянными, например, стойки. Александр заменил их на металлические, затем обшил деревом, чтобы внешний вид полностью соответствовал прототипу. Работа шла урывками, не каждый день, не каждый даже месяц – слишком много надо было сделать, многое найти. Все это заняло восемь лет.

К девятому мая 2020 года конструктор-любитель не успевал с покраской и мелкими недоделками, но не было бы счастья – да несчастье помогло: торжества перенесли на полтора месяца. К концу июня машина была доведена до ума.

При создании машины Пупынин выслушал немало скепсиса, многие говорили – зачем тебе это надо, другие крутили пальцем у виска. Спрашивали: «А тебе что за это дали?». А Александр ничего не просил. «Мне ничего не надо. Я видел лица людей, видел, как радуются дети». Когда приехал 24 июня на машзавод – дети набежали со всех сторон и облепили машину.

 Подворье Пупынина – это одна большая мастерская, где при желании можно сделать все что угодно. Сейчас на ремонтной площадке Александра ГАЗ-69 и ГАЗ- 69А: чтобы придать машинам первозданный вид, придется очень постараться. Мастер будет рад, если найдутся неравнодушные люди, которые помогут реализовать новые проекты.

 Роман Барков, «Лебедянские вести», фото Лебедянь.com

Новости по теме Новости MediaMetrics