Общество

На перекрёстке трёх дорог. История липецкого Дома Мастера


Какой дворянский особняк в Липецке всегда был открыт для простого люда, что стало поводом для конфликта между электриками и телеграфистами в начале прошлого века и где загорелись первые в городе электрические лампочки, а также о жильцах знаменитого дома рассказал краевед Алексей Нарциссов. 

«Взаимная польза» 

Словно сказочный домик на горе, на перекрёстке трёх дорог (улиц Зегеля, Ленина и Петровского спуска) и напротив Христо-Рождественского собора, расположился изящный старинный особняк. В этом году зданию исполняется 110 лет. Липчанам оно известно как Дом провизора Вяжлинского. Сейчас там располагается художественный музей имени Виктора Сорокина - Дом Мастера.  

Сто лет назад здание, построенное в стиле модерн, выглядело ещё необычнее. Выпуклые наружу окна давали особый эффект: даже в пасмурные дни дом переливался и лучился светом. До революции Дворянская, на углу которой и стоит особняк, была парадной улицей города, здесь располагались самые богатые усадьбы, и вход для простого люда туда был закрыт (с двух сторон улица охранялась городовыми). Но аптекарский дом стал исключением. К нему народная тропа не зарастала.  

До наших дней внешний облик здания лишь немного изменился: заложен вход с угла, на дворовом фасаде разобрана веранда, утрачено первоначальное парапетное ограждение, а в 1990-е годы внутреннюю планировку переделали под музей. Дутые стёкла в оконных проёмах заменили на обычные. 

- Официально считается, что дом построен в 1910 году по проекту тамбовского епархиального архитектора Владимира Ивановича Фреймана. Но роясь в тамбовских архивах (уездный Липецк относился к Тамбовской губернии), я узнал, что проектирование интерьера осуществлялось по чертежам моего деда Александра Ивановича Нарциссова. Разбираясь в семейной истории, я выяснил, что дед собирался построить в этом месте дом для своей семьи, но в том же году планы поменялись, – рассказывает Алексей Нарциссов. 

В доме поселился тамбовский аптекарь Виктор Константинович Вяжлинский. В Липецке он пользовался огромным уважением, никогда не отказывал в помощи бедным людям. Известна добрыми делами и его сестра – Мария Константиновна, она служила начальницей Липецкой женской гимназии. 

На первом этаже здания размещался аптекарский магазин «Взаимная польза». На втором находились жилые помещения семьи Вяжлинских: большая угловая комната, три небольших спальни и кухня. Подвальное помещение использовалось под склад.  

Горожане приходили к Вяжлинскому за лекарствами, а ещё за письменными принадлежностями, косметическими средствами и парфюмерией. Кроме того  Виктор Константинович издавал открытки с видами города, который продавал в своём магазине. По сути, это был мини-универмаг.  

И появился свет 

Но заслуга Вяжлинского не только в том, что он снабжал липчан лекарствами и необходимыми в быту товарами. Купив дом, он первым в городе провёл в него электричество, снабдив электроэнергией и соседей. В начале XX века уличные фонари и жилые дома в городе освещались керосиновыми лампами. И это в то время, когда вся Европа уже была залита электрическим светом! 

- В тамбовском архиве я обнаружил интересную документацию и чертежи, из которых стало известно, что именно Вяжлинский решил установить в подвале своего нового дома электрогенератор. В 1911 году он подал прошение в строительное отделение Тамбовского губернского правления, в котором предлагал в своём новом доме соорудить электрическую станцию. Он планировал осветить не только свой магазин и квартиру, но и часть энергии дать другим жителям улицы. Вместе с прошением Вяжлинский представил план освещения. Но ему отказали. В городе уже существовали телефон и телеграф, и проводить электрификацию можно было только по согласованию с техническим отделением Тамбовского почтово-телеграфного округа. Связисты боялись, что при устройстве осветительных приборов электрики могут повредить провода, - рассказывает Алексей Нарциссов. 

Первый электрогенератор фирмы «Сименс и Гальске» смонтировали в подвале дома в 1911 году. Там был установлен генератор динамо-щиток, которым управлялся процесс подачи энергии в дома знатных горожан. После долгих трений между электриками и связистами в Липецк приехал главный механик связистов из Тамбова. Он лично убедился в том, что электричество связи не помеха, и конфликт был исчерпан.  

В архивных документах указаны и предполагаемые усадьбы, которые освещались электричеством от генератора. Это дома городского главы Митрофана Клюева, а из государственных учреждений - духовное училище и земская управа. В списке избранных оказались также усадьбы помещиков Сатина, Быхановой, Афанасьевой, Раковой, Крюковой. Мощности первой липецкой электростанции хватало на 70 ламп накаливания. Здания освещались так называемыми «лампочками Эдисона», довольно экономичными, мощностью 15-25 ватт.  

Начало было положено, но развитие электричества в городе, как, впрочем, и во всей России, затормозила сначала Первая мировая война, затем революция и Гражданская война. 

Однажды ночью постучали  

После революции Вяжлинские вынуждены были покинуть свой дом. Как сложилась их дальнейшая жизнь – достоверно не известно. 

В 1919 году особняк купил врач из Твери Николай Яковлевич Симонович. В памяти старожилов он остался как умнейший и добрейшей души человек, неистовый поклонник творчества Льва Толстого. Он планировал перебраться на липецкую землю ещё до революции: в Тюшевке, неподалёку от уездного центра, жила его сестра, известная художница Нина Яковлевна Симонович-Ефимова. С собой Николай Яковлевич привёз семью – мать, дочь и племянника. Для работы он захватил оборудование, необходимое для химико-бактериологической лаборатории. Получив согласие органов здравоохранения, много лет занимался медициной, но деньги за анализы и лечение брал только с состоятельных липчан. Бедные шли к доктору со всей округи, зная, что Симонович никогда не откажет в помощи. 

Николай Яковлевич был творческим человеком, в доме часто светились окна, хозяин регулярно устраивал вечера для липецкой детворы. Но судьба владельца, потомственного интеллигента, оказалась печальной. Арестовали его по ложному доносу: кто-то сообщил, что Симонович занимается политической деятельностью. Однажды ночью в дом постучали, при обыске ничего «политического» не нашли, но владельца увезли на чёрной машине. Больше он не вернулся, о его судьбе мало известно, считается, что он сгинул в лагерях.  

Сестра Нина Яковлевна, бывавшая в доме со своим мужем – талантливым художником и скульптором Иваном Семёновичем Ефимовым, прожила долгую жизнь. В десятые-двадцатые годы прошлого века она создала липецкую серию миниатюр. В них уютные дворики, дома с узорчатыми наличниками, аллеи Нижнего парка и склоны Каменного Лога. 

Подарок художнику 

В советское время в здании располагались разные организации - и горком ВКП(б), и райком КПСС, и управление топливной промышленности. В конце восьмидесятых разгорелись жаркие споры по поводу дальнейшей судьбы особняка. Сначала решили передать его под областной литературный музей. Даже объявили сбор денег на его создание. Средства собрали, сняли кровлю, и месяц дом простоял без крыши. За это время он промок до основания, потеряв былой вид. Литературный музей так и не открылся. 

С 1992 года в здании располагается Художественный музей имени Виктора Семёновича Сорокина. Липецкие власти подарили дом художнику под мастерскую к его восьмидесятилетию, в честь выдающихся заслуг перед областью.  

В Липецке Виктор Семёнович жил с 1957 года, до этого с 1948 года работал преподавателем живописи в Елецком художественном училище. При жизни в нашем регионе его работы завоевали признание, стали широко известны любителям живописи. Он активно участвовал в художественных выставках – всесоюзных, всероссийских, республиканских, региональных, зарубежных, областных. Излюбленные жанры художника – натюрморт, пейзаж, интерьер, портрет.  

В Доме Мастера Сорокин работал и выставлял свои полотна вплоть до своей смерти в 2001 году. С 2007 года музей становится филиалом областного художественного. В последние три десятилетия здесь часто собираются творческие вечера, проходят выставки, звучат стихи и музыка.  

Само здание состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения. Это один из лучших на территории области образцов городского особняка, сооруженного в стиле модерн. 

Журнал "ЛИЦА Липецкой области"

Новости по теме Новости MediaMetrics