"Я даже не думала, что это возможно": мечты родителей детей с аутизмом об инклюзивном образовании сбываются

13:15, 02 июня 2020
Культура

Как и все дети ее возраста, восьмилетняя Лера Волокитина 1 сентября идет в первый класс. Но класс этот необычный, как и сама Лерочка. У девочки аутизм, эпилепсия и тугоухость, а класс, в котором она будет учиться, – ресурсный, специально созданный для инклюзивного обучения детей с аутизмом.

С 1 сентября два таких класса будут открыты на базе школ № 26 и № 27, рассказала председатель городского департамента образования Светлана Бедрова. Всего в них будет учиться 16 детей.

В Липецке уже не первый год ведётся целенаправленная работа по созданию необходимых условий для получения образования детьми с расстройством аутистического спектра по модели «ресурсный класс». Липецкие педагоги изучали опыт работы соседних регионов и участвовали в соответствующих всероссийских семинарах. На сегодня в городских школах № 26, 30 и 60 уже работают три таких класса.

- Ресурсный класс для нас с Лерой был мечтой, я вообще не верила, что с нашим букетом диагнозов такое возможно, -  не скрывает радости мама девочки Елена. – Моя дочь будет учиться в обычной школе, с обычными детьми, так же, как они, бегать на переменках, носить форму и портфель. Да, Лера не такая, как все, но наши дети должны иметь равные возможности для обучения и развития со здоровыми ребятами. Инклюзивная среда в этом обучении, в отличие от коррекционного, важна как для развития детей с аутизмом, так и для обычных ребят, потому что одних учит толерантности, а других – «копировать» поведение, которое присуще обычному обществу, а не коррекционному.

Методика, которая используется при обучении детей в ресурсном классе – прикладной анализ, уже показала себя как самая эффективная для детей с аутизмом, и многие будущие первоклашки занимаются по ней уже в ресурсных группах в детских садах, которые также есть в Липецке.



- Мы очень благодарны главе Липецкой области Игорю Артамонову, при содействии которого стало возможно открытие еще двух новых классов, - говорит исполнительный директор организации «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке», которая объединяет семьи детей с этим диагнозом, Александра Рощупкина. – Очень важно, что это направление не прекращается, а только развивается, потому что инклюзивное образование необходимо и должно быть доступно.

Какая была проделана работа администрацией Липецкой области управлением и департаментом образования, организацией «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке» для того, чтобы открытие стало возможным, знает Елена Перова. Ее сын Арсений - будущий одноклассник Леры Волокитиной. У мальчика тоже аутизм.

- Я очень ценю труд тех, благодаря кому все это стало возможно, - говорит мама Арсения. Было подготовлено множество методических рекомендаций, разработано программ обучения, выбрано необходимое оборудование, обучены специалисты. И все это в контакте с родителями, чтобы было именно так, как нужно детям.

На следующий учебный год 2021-2022 в ресурсные классы были бы готовы пойти еще 14 ребятишек, 19 малышей нуждаются в посещении ресурсных групп. Поэтому создание новой инклюзивной среды очень востребовано.

Сегодня в школах уже назначены кураторы ресурсных классов, определены педагоги, ведётся набор тьюторов для работы с детьми, а в зданиях школ выделены специальные помещения для организации образовательного процесса, закупается необходимое оборудование и готовятся дидактические материалы.

Важно отметить, что один из новых ресурсных классов появится в школе № 27, открытие которой планируется в июле. Ход строительства и готовность к началу работы в мае оценили Игорь Артамонов и Евгения Уваркина.

Мировые новости