Общество

Огород на подоконнике и пироги: чем занять ребенка на каникулах


«Что делать?! Как быть?! Наши дети скоро сойдут с ума!». Такие фразы сегодня слышатся практически ото всех родителей. Как помочь мамам и папам пережить это непростое время? Что посоветовать? С этими вопросами мы обратились к специалистам Центра «СемьЯ» педагогу-психологу Софии Макаровой и социальному педагогу Ольге Татьяниной.

Специалисты отмечают, что тревоги родителей понятны и объяснимы. Особенно сейчас, когда хоть учебный год закончился, а это значит, что у детей стало еще больше свободного времени. Но пока нельзя поехать в загородный лагерь, сходить в кино или просто в кафе, чтобы встретиться с друзьями. Поэтому проблема организации досуга детей все еще остается. И она стоит, как никогда остро.

Собственный огород на подоконнике

Педагог–психолог Центра Макарова София Александровна  предлагает следующие способы организации досуга детей. «Некоторым родителям кажется, что лучший способ пережить изоляцию для детей — это забить их день полезными развивающими занятиями так, чтобы не было ни минуты свободного времени. Однако в каждом возрасте у каждого ребенка есть свой индивидуальный ресурс памяти, внимания, саморегуляции, который отграничивает развитие от переутомления. Например, для дошкольника час усердных занятий на запоминание или удержание внимание — это предел, за который не стоит выходить. Поэтому деятельность дошкольника в течение дня должна быть разнообразной», - объясняет София Макарова.

Педагог-психолог предлагает следующие способы организации досуга детей. Прежде всего – игра. Этот вид занятий всегда привлекает ребенка. Она является ведущей в дошкольном детстве. Игровая деятельность способствует развитию у ребенка навыков, умений, необходимых для самообслуживания и оказания помощи взрослым. В сюжетно-ролевых играх ребенок воспроизводит и моделирует уборку, стирку, прием пищи, одевание и раздевание на примере куклы или другой игрушки.

Затем можно приготовить вместе что-нибудь вкусное. Дети любят помогать родителям на кухне с самого раннего возраста. Вместе испеките пирог или сделайте торт. Позвольте ребенку самому замесить тесто, не ругайте, даже если всё вокруг будет усыпано мукой, наоборот, похвалите за старания. Предложите ребенку завести свою кулинарную книгу. Пусть он придумает, как её оформить, а вы – помогите со всеми необходимыми материалами. Для восстановления энергии ребёнка, потраченной в утреннее время, необходим послеобеденный тихий час.

После отдыха можно и потрудиться. Очень важно с самого раннего возраста приучать детей к трудолюбию, начиная с самых простых задач, например, уборки игрушек. У малышей есть желание самостоятельно выполнять некоторые поручения – мыть посуду, накрывать на стол, убирать, подметать. Поэтому ребенку следует давать посильные задания, которые будут способствовать становлению его личности, формированию объективной самооценки и самоутверждению.

Заведите огород на подоконнике. Всё, что для этого нужно – горшок с землей и пакетик семян. Наглядное пособие по природоведению готово. Высадив растение, объясните ребенку, как нужно за ним ухаживать, расскажите, сколько потребуется времени, чтобы что-то выросло. Сколько будет радости, когда из земли появится первый зеленый росточек! Заодно и свежую зелень к столу вырастите, а юный огородник сможет гордиться своими достижениями. 

Для младших школьников учебная деятельность является ведущей и способствует интеллектуальному и психическому развитию детей¸ но не забывайте, сейчас каникулы, и дети должны максимально отдохнуть.

Налаживаем режим у подростков

В подростковом возрасте особую роль играет общение со сверстниками и кумирами, через которые подросток познает мир социальных отношений, формирует собственные ценности. Задача родителя — стать для него другом, насколько это возможно и оказать поддержку, если она ему требуется.

Социальный педагог Центра «СемьЯ» Ольга Татьянина рекомендует составить чёткий режим, который приучит к рациональному распределению рабочего времени и времени отдыха, а также поможет детям равноценно распределить силы в течение всего дня.  Как бы там ни было, но распорядок имеет несколько значительных плюсов.

Во-первых, это сохранение ритма жизни. Привыкая к четкому распорядку дня, ребенок растет здоровым. У него хватает сил для физической активности, остается достаточно времени на отдых. Распорядок дня должен стать частью общих правил. В силах родителей прививать детям интерес к совместным действиям и уважение к семейным традициям.

«Во-вторых – это формирование практических навыков. Сформированные в детстве привычки помогают рационально использовать время, ребенок многое успевает, хотя никуда не спешит. При этом он всегда настроен позитивно, так как не нервничает и не суетится. Но распорядок дня – это не просто сухой перечень обязательных ежедневных действий, это гибкие правила. Иногда можно отступать от режима, в связи с каким-то действом, которое нужно делать прямо сейчас», - объясняет Ольга Татьянина.

Если соблюдать распорядок дня, то ребенка не нужно будет уговаривать садиться за уроки или ложиться спать, у него это все войдет в привычку. Хотя на начальном этапе вам придется напоминать о временных рамках того или иного занятия.

Чем же еще можно занять детей?

Специалисты Центра предлагают с пользой и интересом проводить свободное время. Рисование, лепка, конструирование, плетение бисером – незаменимые занятия для развития творческого потенциала и восстановления тех функций, которые может быть недостаточно  развиты у ребенка.

Не забываем о настольных играх. Есть такие, которые помогут не только чем-то увлечь ребенка, но и вместе проводить время. Например, «Монополия», «Супер фермер».

Также занять детей может чтение книг и создание к ним иллюстраций — это разовьет кругозор и творческий потенциал ребенка. Организованный семейный просмотр интересного или познавательного фильма, также будет полезен.

«Возвращаясь к ограничениям, напоминаем, что недостаточная физическая активность – это фактор риска для снижения иммунитета и тонуса. Сейчас мы уже можем гулять, но не забываем, что заниматься физической культурой можно и дома. Можно всей семьей объединиться против вируса и создать островок здорового образа жизни, не выходя из дома. Даже, если у вас немного пространства, все равно, при желании, можно приседать, качать пресс, заниматься с гантелями», - рассказывает София Макарова.

И, конечно, появилось время для уборки. Вашему чаду давно нужно было разобрать свой шкаф, свою полку. Это послужит прекрасным способом отвлечься и  размяться.

Слушаем музыку. Постараемся чередовать классические произведения с очередным современным «шедевром» новоявленной звезды.  

«Кстати о подростках. Объективно им труднее всего. Общение для них ведущая деятельность. И взаимодействия только с родителями недостаточно. Важно им разрешить общаться друзьями, но, чтобы это не превратилось в постоянное «зависание в гаджете» - определите чёткое время на это общение», - отмечает Ольга Татьянина.

Первое и самое важное – понять, что ребенок чувствует растерянность, поменялся весь его образ жизни. Ограничение свободы – это удар для подростковой психики. Не каждый взрослый воспримет такое сдержанно. Будьте терпеливы и спокойны.

Информация, которую подросток получает о карантине из интернет-источников, часто негативная. Ситуация в других странах о переполненности больниц и летальных исходах пугает его. Поговорите об этом. Попытайтесь донести, что не вся информация достоверная. Следует выбрать один-два источника и получать сведения только из них. Научите отбрасывать ненужные пугающие данные, фейки, интернет-мусор.

Повышенная тревожность у подростка может быть связана со страхом заболеть. Поговорите и об этом. Объясните, что дети переносят заболевание без осложнений, как обычную простуду и самоизоляция необходима для того, чтобы не заразить старшее поколение. Расскажите еще раз о правилах гигиены, которые сведут риск заражения к минимуму.

Кстати, во время каникул ребенок в любом случае будет много времени проводить в интернете — так почему бы не возглавить это безобразие? Попросите его написать десять (или больше) профессий, которые когда-либо в шутку или всерьез вызывали у него интерес. Отведите по часу в день на то, чтобы ребенок как можно больше узнал об одной из профессий, а затем расставил бы ей баллы от одного до десяти. Например, по таким критериям: зарплата, безопасность, интересность, польза людям, польза себе, креативность, уникальность.

Сидя дома, вы сможете сделать уверенные шаги в области профориентации и к тому же создадите еще одну тему для общего разговора на равных и не на бытовую тему.

Чем старше подросток, тем меньше контроля он требует, тем больше нуждается в личном пространстве и самостоятельности.

Помните о личном пространстве подростка. Ему тоже не просто, он нуждается в возможности жить «своей жизнью», иметь секреты, общаться с друзьями. У каждого члена семьи должно быть личное пространство.

Потребность в уединении есть у всех, даже у самых ярких экстравертов. Замечайте её и у себя, и у других членов семьи. Ваша задача как родителя увидеть эту потребность и постараться её обеспечить.

И не забывайте самое главное. Вы – пример для ребенка. Если не самоорганизуетесь вы, то это не сделает и ваш ребенок. Хочется верить, что в скором времени ситуация изменится, и мы сможем в полной мере насладиться наступающими летними деньками и вернуться к обычному ритму жизни.

Новости по теме Новости MediaMetrics