Управляй и властвуй! Липецкэнерго подчиняет десятки тысяч километров электрических сетей

10:01, 29 июля 2019
Общество

Лист ватмана с вычерченной схемой электрической сети. Диспетчер цветными карандашами отмечает изменение состояния оборудования и линий электропередачи. В эту минуту тревожно звонит телефон: «Ало, ало. У нас нет света!», - сквозь треск прорывается далекий голос.

Так работали первые пункты управления электрическими сетями. Главный инструмент в руках диспетчеров середины прошлого века -   телефонный аппарат. Ведь именно по звонкам жителей Липецкой области энергетики узнавали о перебоях в электроснабжении. 

Со временем технический прогресс добавил на диспетчерские щиты специальные обозначения в виде прямоугольников с двумя окошками, в которых зажигались лампочки соответствующего цвета. Их вручную включал диспетчер, получив по телефону информацию о состоянии оборудования. Бригада энергетиков на лошадях отправлялась устранять повреждение.

Долой карандаши и ватман. Даешь технический прогресс!

В 1960 году разрозненные диспетчерские щиты Липецкой области объединятся в единую службу. До сих пор всеми объектами Липецкой области управляли из Воронежа, теперь диспетчеры Липецкэнерго берут все   в свои руки. Вскоре приходит к энергетикам региона и технический прогресс.  Введен первый канал телесигнализации на подстанции «Северная».  

- Вспоминаю, как дежурный диспетчер сетей, человек пожилой, участник Великой Отечественной войны, никак не мог поверить, что можно включить отключившуюся линию с помощью телемеханики и называл это игрушкой. Но когда после выполнения операции по инструкции у него это получилось, он был крайне удивлен, хотя и очень доволен, - рассказывал директор Елецких электросетей тех времен Владимир Короткий.

В каждом из 18 районов Липецкой области теперь работает и совершенствуется свой диспетчерский пункт. На подстанциях, но до полной автоматизации далеко. На крупных подстанциях региона вводятся дежурные. У диспетчера на пульте – сигнал об аварии – дежурный восстанавливает работу оборудования. 

Повелители энергии. Они управляют энергией одним движением руки

2005 год – новая веха в электроэнергетики области. Липецкэнерго создает Центральную диспетчерскую службу. Информация из 18 районных диспетчерских собирается, анализируется в одной точке. Здесь работает элита липецкой      электроэнергетики. От решений сотрудников Центральной диспетчерской зависит   электроснабжение сотен тысяч семей и предприятий. Картонные схемы уходят в прошлое, телефонная связь теряет значение: телесигнализации, телеизмерения и телеуправления – вот три составляющих нового этапа технического прогресса.

Сегодня в Липецкэнерго действует Центр управления сетями, который контролирует и управляет 199 подстанциями 35-110 кВ. Информация о состоянии электросетевого комплекса в режиме реального времени отображается на диспетчерском щите, представляющим собой видеостену из 50 плазменных панелей. Новая система позволяет не только вести детальное видеонаблюдение за энергообъектами Липецкэнерго, но и отслеживать дислокацию оперативно-выездных бригад, осуществлять запись телефонных переговоров диспетчеров.

Единый центр управления сетями - будущее уже сегодня

Липецкий филиал «Россети Центр» начал разработку проекта масштабной модернизации системы оперативно-технологического управления электросетевым комплексом региона. Энергетики в режиме онлайн будут контролировать 34 тысячи километров линий электропередачи из одной точки. Районные диспетчерские уйдут в прошлое уже в следующем году.  Липецкэнерго ждет масштабная стройка. Единый центр управления сетями расположится в центральном здании филиала в Липецке и займет один из этажей. Работать в нем будут одновременно два десятка диспетчеров.

Создание единого центра управления сетями (ЕЦУС) позволит наблюдать и управлять всеми электросетями региона из одной точки.

 ЕЦУС будет оборудован цифровыми каналами связи и современными информационными системами. Это позволит в онлайн-режиме контролировать состояние электросетевых объектов до 110 кВ, анализировать параметры качества электроэнергии и текущие данные о напряжении у потребителя. Кроме того, проект предусматривает интеграцию с «горячей линией» энергетиков. Ожидается, что в результате реализации проекта время реагирования на технологическое нарушение сократится в два раза, -  объяснил директор филиала «Россети Центр Липецкэнерго» Сергей Коваль. 

Мировые новости