Общество20:01, 1 августа 2021 года

Лайфхаки для родителей: как не болеть в детском саду

До августа в детских садах идет зачисление новых воспитанников. Родители тех малышей, которые пришли в группы в начале лета, уже наверняка не понаслышке знают о частых болезнях детей. Жизнь в это время напоминает «американские горки», где падения случаются всегда неожиданно.

Пришли в группу, проходили неделю. Заболели. Вылечились, проходили еще — и снова на больничном. Обидно, до слез! Только малыш привык к воспитателям и стал оставаться в группе на весь день, как вдруг — непонятно откуда взявшаяся инфекция сводит на нет все двухнедельные завоевания. Приходится уходить на больничный и потом начинать знакомиться с садиком практически с чистого листа. А домашняя аптечка тем временем разрастается до каких-то ужасающих размеров. Отчаявшись, родители перебирают народные средства — поят кипяченым молоком с чесноком, мажут спинку барсучьим жиром и закапывают в нос сок свек­лы.

Своими советами с родителями поделятся врач, психолог и заведующие двух липецких детсадов, где заболеваемость воспитанников одна из самых низких в Липецке. Эксперты отвеили на вопросы о том, что делать «домашним» детям и можно ли оставаться здоровым, посещая дошкольное учреждение. 

Иммунитету нужна тренировка

«Три дня ходим в группу — две недели болеем», — такие жалобы можно услышать от родителей чуть ли не на каждой детской площадке. Ситуация, когда ребенок до сада практически не посещал врачей, а как пошел, так ползарплаты стало уходить на его лечение, знакома многим мамам и папам. Насколько опасны частые ОРЗ у детей и что с этим делать взрослым, мы спросили у специалиста.

Людмила Полянская, главный внештатный детский пульмонолог:

— Людмила Владимировна, почему дети болеют в детсаду?

— Малыш рождается с незрелой иммунной системой. Она формируется, совершенствуется. На это необходимо время. Поэтому не надо относиться к ОРЗ в детском возрасте как к трагедии. Ребенок будет болеть, и он должен пройти этот этап.

— Как долго могут продолжаться такие болезни?

— Природой так устроено, что антитела вырабатываются организмом на пятые-шестые сутки. Поэтому попытки родителей как-то ускорить этот процесс ни к чему хорошему не приводят. Некоторые мамы, увы, стремятся заглушить симптомы болезни за два дня с помощью антибиотиков и тут же отправляют малыша в детский сад. В итоге страдают все. От больного сверстника заражается целая группа.

— Почему одни дети болеют часто, а другие, наоборот, редко?

— Это зависит от состояния иммунной системы, наследственности, как протекала беременность мамы и множества других факторов. По моим наблюдениям, часто болеют дети, которые не любят ходить в садик. Для них посещение группы — стресс, и организм делает все, чтобы остаться дома.

Если малыш болеет часто, но быстро выздоравливает, то к иммунодефицитам это не имеет никакого отношения. Так болеть не страшно. Но если каждый больничный не обходится без осложнений, то надо углубленно обследовать ребенка, сдать общий, клинический анализ крови, кровь на иммуноглобулины и выяснить первопричину с иммунологом.

— Сейчас в аптеках продается очень много иммуностимулирующих препаратов. Реклама советует их применять в профилактических целях. Можно ли делать это?

— Не стоит верить рекламе. Пока науке неизвестны волшебные таблетки, после применения которых ребенок 100-процентно не смог бы заболеть в детском саду. Любые лекарства нужно давать только по назначению врача. Самый безобидный итог бесконтрольного приема иммуностимуляторов — сбой работы иммунной системы. Она решает, что ей помогают, а значит, работать самой не нужно.

— Но как же лечить тогда детей?

— Согласно рекомендациям врача. Если речь идет о простом ОРЗ, то от взрослых требуется обильно поить малыша, капать в нос физраствор, полоскать горло и увлажнять воздух в квартире. Активное поступление жидкости в организм ускоряет процесс выведения токсинов, улучшает отхождение слизи и мокроты. Поить надо через «не хочу»: уговаривать, даже угрожать, шантажировать, отвлекать и предлагать вознаграждение в виде игрушки. Если взрослые не могут восполнить потерю жидкости во время болезни ребенка, то возникает множество проблем: мучительный кашель, осложнения, высокая температура и госпитализация.

— Через сколько дней после выздоровления можно вести ребенка в садик?

— Однозначно шесть дней с начала заболевания ребенок не должен посещать детский сад. Лучше посидеть с малышом дома две недели и восстановить иммунную систему. Но не просто находиться в четырех стенах, а гулять на улице.

Если ребенок болел тяжело, с осложнениями в виде бронхита, отита, то срок реабилитации гораздо больше, чем после насморка.

— Если ребенка свозить на море летом, он меньше станет болеть в детсаду?

— Смотря каким будет этот отдых. То, что мы повсеместно наблюдаем на Черноморском побережье, не способствует оздоровлению детей. На ребенка отрицательно влияет множество факторов — смена обстановки, стресс из-за переезда, питание фаст-фудом или в непонятных кафе, скопление людей на пляже, нарушение режима дня. Поэтому к нам, в Липецк, дети возвращаются не отдохнувшие и окрепшие, а больные — с бронхитом, отитом и гайморитом. На мой взгляд, нет ничего лучше русской деревни. Правильное питание, ягоды с огорода, бассейн с чис­той водой, и за две-три недели такого отдыха ребенок полностью восстанавливает свой иммунитет и будет готов идти в детский сад.

Часто не готовы сами родители

Дарья Пасенко, педагог-психолог областного центра «СемьЯ»:

— Все соматические болезни тесно связаны с психологическим самочувствием самого ребенка и его близких родственников. Многое зависит от эмоционального состояния мамы, которая иногда не готова пережить новый этап в жизни малыша и не находит себе места, когда остается в одиночестве. Отпустить ребенка в группу бывает сложно не только родителям, но и бабушкам. И даже если взрослые молчат и не показывают своих чувств, детсадовец бессознательно считывает их тревожный настрой и впоследствии может начать болеть.

Советую родителям доверять воспитателям и своему ребенку, не контролировать его поминутно и не указывать, что надо делать. От мам и пап требуется просто позитивный настрой и небольшая помощь в подготовке к детскому саду.

Если родители видят, что ребенок не может адаптироваться на протяжении длительного времени, то следует обратиться к педагогу-психологу. Можно прийти в наш центр, заранее записавшись на бесплатную консультацию, или к психологу в детском саду. Специалист поможет найти первопричину тревожного поведения малыша.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

  • научите ребенка обращаться за помощью к воспитателю. Не плакать, не молчать, а говорить словами, что ему нужно в данный момент;
  • не затягивайте период расставания с ребенком. Не надо стоять подолгу в дверях на пороге или махать рукой с улицы в окошко;
  • предложите малышу взять в сад игрушку, которая будет напоминать о родителях и доме;
  • заранее пройдитесь по территории детсада;
  • очень важно рассказать ребенку, что его обязательно заберут домой. Об этом простом и само собой разумеющемся факте родители порой забывают;
  • если есть возможность, заранее познакомьтесь с воспитателем вашей группы.

Прежде всего — закаливание!

Воспитанники липецкого детского сада № 135 по сравнению со своими сверстниками болеют редко. В среднем за год они проводят на больничных не больше восьми дней. Как удается сохранить здоровье малышей, рассказала заведующая дошкольным учреждением Татьяна Полянская.

— Привыкание к детскому саду редко у кого проходит без болезней, — говорит Татьяна Ивановна. — Приходя в группу, малыш, прежде контактировавший только с близкими родственниками, встречается с коллективом сверстников. И каждый новый друг — носитель своего «набора» бактерий и вирусов. Поэтому ребенку предстоит выработать к этим микроорганизмам иммунитет, и это неизбежно будет сопро­вождаться насморком, повышением температуры или кашлем.

У одних наших воспитанников процесс адаптации проходит быстро и занимает несколько месяцев, а у других — затягивается на год-полтора. Но в любом случае уже к пяти годам все они перестают часто болеть. Бывает, конечно, что, не дождавшись этого времени, родители принимают решение уйти из детского сада, оставить работу и сидеть дома с ребенком. Но это единичные случаи. Со своей стороны, мы всегда стараемся помочь семье, объясняем, что изолировать малыша от коллектива сверстников — не выход. Ведь впереди школа и там будут те же самые проблемы.

Чтобы дети меньше болели, мы закаливаем своих воспитанников. Летом это — солнечные ванны (от пяти до 20 минут), хожде­ние босиком по траве, обтирание рук и ног прохладной водой. Ребята большую часть дня проводят на воздухе. Воспитатели организовывают с детьми утреннюю и дыхательную гимнастику, игры с водой. Детям очень нравится купать игрушки, запускать кораблики. Это все способствует закаливанию детского организма и укреплению иммунитета у детей.

В течение всего года во всех помещениях группы проводится сквозное проветривание без присутствия детей. Для обеззараживания воздуха есть рециркуляторы. Группы малышей кварцуются пять раз в день, у детей постарше — трижды в день.

Но почему, находясь в группе в одинаковых условиях, одни дети много времени проводят на больничном, а другие болеют очень редко? Многое, конечно, зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от наследственных заболеваний, но и настрой, поведение родителей играет, на мой взгляд, решающую роль. Поэтому при первой встрече с родителями детей я всегда знакомлю их с адаптационным периодом и подготовкой детей к посещению детского сада.

Все рекомендации основаны на нашем личном опыте и, надеюсь, помогут семьям.

Татьяна Полянская, заведующая детским садом № 135:

Не откладывайте визит в детский сад на середину осени. Это повредит и вашему ребенку, и всей группе, так как должен выработаться не только индивидуальный, но и коллективный иммунитет.

Организуйте дома распорядок дня, приближенный к режиму в детском саду.

Закаливайте ребенка:

— как можно больше гуляйте с ним;

— ежедневно в любое время года проветривайте комнату за 15 минут до сна;

— поите ребенка водой комнатной температуры;

— устраивайте обливание стоп ног прохладной водой;

— не кутайте малыша, покупайте ему «дышащую» одежду и головные уборы, в которых он не будет потеть;

— организовывайте летом солнечные ванны и разрешайте ребенку ходить босиком по траве и по песку.

ДЫШИТЕ С УДОВОЛЬСТВИЕМ

Не только ради бассейна многие родители специально приводят своих малышей в липецкий детский сад № 138. Здесь воспитанников учат здоровому образу жизни.

— Реальность такова, что с каждым годом к нам приходит все меньше детей с первой группой здоровья, — рассказала заведующая детским садом № 138 Елена Краснова. — Эта печальная статистика огорчает нас, педагогов. Поэтому мы стремимся укрепить здоровье детей, используя современные технологии и водные тренировки. Наши выпускники должны быть физически крепкими, готовыми осваивать школьную программу.

На самочувствие ребенка влияет множество факторов, в том числе и психологическая атмосфера в дошкольном учреждении. Поэтому одной из основных своих задач Елена Краснова видит создание уютной и доброжелательной обстановки. Это предметно-пространственная среда, сплоченная команда единомышленников, взаимодействие с родителями и, конечно же, режим как основа жизни всего детского сада.

Казалось бы, нет ничего проще, как соблюдать распорядок дня детского сада в семье. Ведь отдохнувший днем ребенок не будет капризничать вечером, а если он рано ляжет спать, то легко встанет утром. Эти простые рекомендации дает заведующая каждому родителю при оформлении ребенка в детский сад.

Большое внимание в этом дошкольном учреждении уделяется физическому воспитанию детей. В течение дня для них проводят разные виды гимнастик, физкультминутки, занятия физической культурой и другие подвижные игры.

— Нам очень повезло, что у нас есть бассейн, — говорит Елена Краснова. — С разрешения врачей дети посещают его с трехлетнего возраста. Это повышает сопротивляемость их организма различным инфекциям. Мы не просто учим плавать, но и закаливаем малышей.

Первое время родители, конечно, волнуются: не замерзнет ли, не простынет в бассейне их ребенок. Но при посещении занятий взрослые понимают, что дети в воде не стоят, а постоянно двигаются с использованием специального плавательного оборудования — аквапалок, мячей, досок для плавания.

С носовым дыханием по Стрельниковой в детском саду знакомы все. Эти упражнения проводят как воспитатели, так и узкие специалисты. Дети дышат с удовольствием: медленно, быстро, представляют себя паровозиком, насосом, слоником. Такие занятия проходят не назидательно, не скучно, а в игровой форме.

Анастасия Карташова, "Липецкая газета"

ВСЕ НОВОСТИ

Обычная версия сайта LipetskMedia [18+]

Информационно-справочный портал СМИ Липецкой области "Липецкмедиа"

Учредитель: Областное бюджетное учреждение "Издательский дом "Липецкая газета"

Главный редактор: Тарасов Максим Вячеславович

Обратная связь: red@lipetskmedia.ru
398055, Липецк, ул. Московская 83
+7(4742) 50-17-53, 50-17-65, 50-17-48

Все права на материалы и новости, опубликованные на сайте LipetskMedia.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ. Допускается цитирование материалов, с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС 77-50671 от 24.07.2012. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

2020 год. Все права защищены. Разработка сайта: ФЛОТТ.

LI counter