Общество13:01, 22 октября 2020 года

Проезд в Липецке. Почему подорожал и что будет дальше

Новость о повышении с 1 ноября стоимости проезда в липецком пассажирском транспорте стала в регионе одной из главных тем конца прошлой начала нынешней недели. На некоторое время она составила конкуренцию в информационных топах даже борьбе с распространением коронавирусной инфекции.

Напомним, что уже совсем скоро в Липецке проезд на автобусе или трамвае будет стоить 21 рубль вместо 19 по транспортной карте и 26 рублей вместо 24 при оплате наличными. В Ельце по безналу предстоит платить 19 рублей вместо 17, а наличными – 24 рубля вместо 22. Наконец, тариф на межмуниципальные перевозки в регионе повышается с 2 до 2,2 рубля за пассажирокилометр для обладателей транспортных карт и с 2,5 до 2,7 рубля для граждан, предпочитающих покупать билеты по старинке.  

А почему так и что будет с качеством пассажирских перевозок? На эти и другие вопросы, волнующие сегодня многих жителей области, ответил 22 октября в ходе специального брифинга начальник регионального управления потребительского рынка и ценовой политики Юрий Букреев.  

Лейтмотивом его выступления стала древняя мудрость «все познается в сравнении». Буквально в самом начале Юрий Букреев рассказал, что все время, начиная с 2013 года, тарифы на перевозки пассажиров и багажа в регионе росли ниже уровня инфляции. То есть если принять показатели 2013-го за 100 процентов, получается, что суммарно цены на все товары и услуги выросли за семь лет на 80,9 процента, а проезд в транспорте по городским и межмуниципальным маршрутам на 61,5 процента. И все бы ничего, если бы параллельным курсом все это время росли бы и зарплаты липчан. Но здесь получилась неувязочка, которая в большинстве случаев и не дает жителям области воспринимать увеличение транспортных тарифов спокойно.  

Обращаясь на «горячую линию» и в соцсетях, липчане часто спрашивают, почему зарплата не растет, а тарифы повысились, констатировал этот факт Юрий Букреев. Этот вопрос нужно адресовать работодателям и профсоюзам, которые должны отстаивать интересы работников. Мы же при установлении тарифов смотрели только на экономическую сторону пассажирских перевозок. При этом не учитывали расходы, которые перевозчик не мог обосновать.
 
Об экономической стороне начальник управления упомянул еще в минувшую пятницу, когда впервые рассказал о принятом решении увеличить тарифы. Среди основных факторов рост цен на коммунальные услуги, топливо, смазочные материалы, обновление перевозчиками подвижного состава, а также дополнительные расходы, которые несут транспортные организации после изменений в законодательстве в части обеспечения безопасности перевозок. 
 

А вот с обоснованием все и правда обстоит противоречиво. По словам Юрия Букреева, из 23 межмуниципальных перевозчиков информацию о своей экономической деятельности открыли для управления потребительского рынка и ценовой политики только 17. Хватает «транспортников-интровертов» и в Липецке с Ельцом (Юрий Букреев сказал, что речь идет примерно о пятнадцати организациях).   

Вчера мы подписали письмо на имя мэра Липецка с предложением о необходимости прекращения отношений с такими перевозчиками,  сказал Юрий Букреев.  

Познание в сравнении продолжилось сопоставлением транспортных тарифов на межмуниципальные перевозки, установленных в Липецкой области и других регионах ЦФО. Выяснилось, что после повышения нижней границы тарифа в пригородном сообщении с 2 до 2,2 рубля регион откатился только с третьего на четвертое место. Дешевле одна поездка обходится только в Орловской, Тверской и Курской областях. Ту же позицию в Центральном федеральном округе область занимает и в рейтинге тарифов на междугородние перевозки.  

Весомым преимуществом Липецкой области перед другими регионами ЦФО Юрий Букреев назвал 100-процентное регулирование тарифов на пассажирские перевозки, которое не дает разгуляться «невидимой руке рынка», ну или волюнтаризму отдельно взятых перевозчиков. Об эффекте, который это дает, можно судить по следующему слайду. Проезд от Липецка до Волово у нас стоит на 94 рубля дешевле дороги из областного центра до Павловска в Воронежской области. Хотя путь получается на семь километров длиннее.  

Из городов ЦФО на роль транспортного побратима Липецка, по мнению Юрия Букреева, больше других подходит Белгород, где еще в 2019 году стоимость проезда была установлена на уровне 20 рублей по транспортной карте и 25 рублей при наличном расчете. Липецк вышел на похожие суммы только год спустя. А вот пример Курска и Тулы, где проезд в городском транспорте обходится дешевле 20 рублей, начальник управления достойным подражания не считает, потому что класс используемых автобусов там ниже и условия для пассажиров, соответственно, хуже. 

 

А кстати, что с этими условиями у нас? По словам Юрия Букреева, некоторые липчане, делясь впечатлениями о работе городского транспорта, все-таки обращают внимание на некоторые его достоинства. В частности, говорят о том, что поездки в автобусах за последние годы стали удобнее. Не в последнюю очередь благодаря регулярному обновлению подвижного состава. И вообще поток жалоб на работу транспорта, поступающих на «горячую линию» управления потребительского рынка и ценовой политики, сократился за два года в пять раз.  

Но совершенство, как известно, пределов не имеет. Борьба за качество пассажирских перевозок в регионе продолжится и дальше. Юрий Букреев в этой связи высказал даже весьма интересное частное мнение, отдаленно напоминающее опыт арабского халифа Гаруна-аль-Рашида, который «не верил ни льстивым фразам, ни причесанным сводкам-мифам, а старался быть ближе к массам».  

Руководителям фирм-перевозчиков и чиновникам, отвечающим за работу транспорта в муниципалитетах, не помешало бы самим иногда ездить в автобусах, чтобы видеть реальный мир, а не только просматривать Instagram, сказал начальник управления.  
 
Впрочем, и внимательное штудирование соцсетей, в которых липчане часто пишут много интересного о работе общественного транспорта, способно дать ответственным лицам богатую пищу для размышлений. И, судя по всему, уже ее дает. По крайней мере, завершая брифинг, Юрий Букреев предположил, что уже на ближайшей переторговке липецких маршрутов качество оказываемых пассажирам услуг и технический уровень подвижного состава станут для мэрии важнейшими критериями при определении благонадежности каждого перевозчика.  
 

ВСЕ НОВОСТИ

Обычная версия сайта LipetskMedia [18+]

Информационно-справочный портал СМИ Липецкой области "Липецкмедиа"

Учредитель: Областное бюджетное учреждение "Издательский дом "Липецкая газета"

Главный редактор: Тарасов Максим Вячеславович

Обратная связь: red@lipetskmedia.ru
398055, Липецк, ул. Московская 83
+7(4742) 50-17-53, 50-17-65, 50-17-48

Все права на материалы и новости, опубликованные на сайте LipetskMedia.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ. Допускается цитирование материалов, с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС 77-50671 от 24.07.2012. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

2020 год. Все права защищены. Разработка сайта: ФЛОТТ.

LI counter