Общество15:25, 11 июля 2020 года

Разрушенный старинный вокзал Ельца и его единственный обитатель

Начальник старого вокзала. Так   в шутку себя называет ельчанин Сергей Хворостов. Уже несколько лет мужчина в одиночку живёт в заброшенном объекте культурного наследия — на бывшем Сызрано-Вяземском вокзале. В девяностых жена Сергея получила от местного хлебозавода комнату в коммуналке. О том, что помещение принадлежало вокзалу, жильцы знали по примыкающим к дому рельсам, по которым изредка ходил локомотив.

Комната в памятнике

— Высокие потолки в четыре с половиной метра с красивым обрамлением подсказывали, что мы живём не в обычном общежитии, но нам, обитателям, было не до этого. Каждый пытался облагородить своё  гнёздышко: соседи делали второй этаж, подстраивали прихожие, хозяйственные помещения и гаражи, — рассказывает Сергей.

Жильцы дома № 19 переулка Мельничный не ошиблись. Многочисленные комнаты с совмещённой кухней и удобствами располагались в вековом здании бывшего Сызрано-Вяземского вокзала — памятнике архитектуры регионального значения.

Железнодорожная ветка «Узловая — Елец» открылась в 1874 году. Рельсы, тянувшиеся от Сызрани до Вязьмы, проходили по территории Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Пензенской,Симбирской, Саратовской губерний.

В тот же год в южной части Ельца,нынешнем микрорайоне Лучок, появляется железнодорожная станция с вокзалом, пакгаузами (складами. — Прим. ред.) и комплексом деревянных домиков для работников железной дороги.

В XIX веке Министерство путей сообщения стремилось создать единый архитектурный ансамбль всех вокзалов, находящихся на одной ветке железной дороги. Сызрано-Вяземская не стала исключением.

Спустя практически полтора века — три революции и две войны — до наших дней сохранилось здание старинного елецкого вокзала.  Его центральная часть выложена из красного кирпича с такой педантичностью, что кажется, будто кладку выполнили несколько лет назад.

Двум деревянным пристройкам из сосны повезло меньше. Они лишились деревянных наличников, фронтонов и карнизов. Лишь изредка проглядывающие декоративные элементы позволяют судить о первозданной красоте вокзала.

Внутри большое здание разделено на маленькие комнаты. От больших залов ожидания остались только колонны, которые вмонтированы в стены бывшей коммуналки.

— Тут была касса, залы ожидания для пассажиров II и III класса, буфет, а также кубовая — помещение, где кипятилась вода, — рассказывает единственный житель вокзала Сергей Хворостов. — Тогда проводники наливали чай не во всех поездах, а пассажиры вместе с чемоданами брали личные чайники, которые и наполняли кипятком в кубовых.

Где визитка Ельца?

Несколько лет назад общежитие признали аварийным, а семьи переселили в современную новостройку.

— Переезжать в «скворечник» я не собирался, — говорит Сергей. — Здание будет «жить» до тех пор, пока у него есть хозяин. В Ельце немало примеров, когда от исторических усадеб остаются одни стены после того, как жители покидают дома с историей взамен на удобства и лифты. А мне жалко это здание.

Так Сызрано-Вяземская станция Ельца приобрела своего «начальника». Сергей Хворостов продолжает жить в своей комнате. Себе в помощники нашёл «заместителя» — собаку Тоффи. Свою службу она несёт ответственно: чувствуя «недоброжелателя», лает и к хозяину не подпускает.

Свой, но чужой

Посетители нередко делятся эмоциями о посещении необычного вокзала в своих соцсетях и блогах, сетуя на то, что здание со старинной архитектурой не восстанавливают.

Ещё до «коммунального» прошлого Сызрано-Вяземский вокзал был признан памятником архитектуры регионального значения, а в 2002 году его перевели в статус выявленного объекта культурного наследия. Здание по-прежнему подлежит государственной охране, по закону его запрещено сносить или менять внешний вид. Три года назад, когда большинство жильцов выселилось, архитектурная постройка перешла в собственность администрации Ельца.

— Владелец обязан поддерживать здание в надлежащем порядке. Задача Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области и администрации Ельца — найти нового собственника, который будет готов вдохнуть новую жизнь в старинный памятник, — говорит директор Госдирекции Андрей Найдёнов. — Пока не найдётся добросовестный законный хозяин, здание продолжат разрушать вандалы. Они уже сломали окна, двери и полы.

Последний житель старого вокзала Сергей Хворостов был бы рад выкупить и восстановить дорогое сердцу здание, но кадастровая стоимость земли и находящихся на ней построек составляет полтора миллиона рублей. Многочисленные туристы предлагают помочь с реставрацией: кто деньгами, кто физически. Есть даже предполагаемый инвестор, который может выделить деньги на восстановление. Однако юридически Сергей не может приступить к реставрации здания, которое ему не принадлежит.

В этой ситуации у «начальника» вокзала два пути: купить или взять в аренду.

Дом за рубль

Власти по всему миру пытаются сохранять старинные постройки, оформляя льготные условия аренды и продажи. Так, мэрии нескольких городов Италии более десяти лет назад решили продавать заброшенные каменные коттеджи за один евро. Главное условие — новый собственник обязан отреставрировать дом за три года.

В нашей стране есть похожая программа — аренда за один рубль. Россияне могут оформить договор аренды с муниципалитетом на 49 лет, обязуясь восстановить ветхий объект. Льготная аренда уже работает в Томске, Омске и Орле. Проектом по сохранению исторического архитектурного облика занимаются депутаты городских Советов.

— Сначала всё должны узаконить депутаты Елецкого горсовета. Пока проект разрабатывается, — прокомментировали в комитете имущественных отношений администрации города.  - Возможность льготной арендной ставки за 1 рубль предусмотрена для построек, которые включены в реестр объектов культурного наследия. Так что после соответствующего решения горсовета здание бывшего Сызрано-Вяземского вокзала может стать первым в истории города объектом, отреставрированным по необычным условиям.

А был ли Бунин

За откровенным разговором Сергей признаётся, что мечтает открыть в здании вокзала музей.

— Это место не является брендовым в городе, даже не все ельчане знают о точном местоположении постройки, а туристы продолжают ехать. Спрос рождает предложение, — размышляет обитатель вокзала. — Почему бы не открыть железнодорожный музей в историческом месте, а в деревянных пролётах сделать гостиничные номера.

Альтернатива железнодорожному музею — музей писателей-путешественников. Сергею известно, что на этой станции Сызрано-Вяземской железной дороги бывали Иван Бунин и Константин Паустовский. С Буниным в Ельце связано немало мест, однако история этого вокзала краеведами практически не изучена.

В качестве подтверждения информации о связи нобелевского лауреата и железнодорожной станции Сергей Хворостов выносит из дома юбилейные открытки, сделанные в СССР ко Дню города. На одном из кадров изображено центральное здание вокзала, а на обратной стороне подпись «Старый вокзал бывшей Сызрано-Вяземской железной дороги. Отсюда в октябре 1917 года уезжал из Ельца Иван Бунин».

Снимок около тридцати лет назад сделал фотограф Владимир Кулик.

— Это была уникальная для того времени съёмка на казённый фотоаппарат, способный делать широкоформатные фотографии «десять на пятнадцать». В открытках я и мой коллега Евгений Марин стремились запечатлеть все места пребывания Ивана Алексеевича в Ельце, — рассказывает фотограф. — Бунинские места подсказывала директор мемориального дома-музея Ивана Алексеевича Тамара Кирющенко, а также краевед Виктор Горлов, который и составил описания к открыткам.

О связи писателя со станцией Сызрано-Вяземской железной дороги помогают узнать научные сотрудники музея Бунина. В бунинской энциклопедии Александра Дмитриева они нашли упоминание о станции: «Ефремовский вокзал находится в южной части города. Это станция Сызрано-Вяземской железной дороги. С неё ездили на Ефремов, Тулу, Москву. В Огнёвку к брату Евгению так же надо было ехать с этой станции».

Вокзал упоминается Буниным и в письмах к Варваре Пащенко. 14 июля 1894 года он пишет своей возлюбленной в Елец: «…надеюсь,  что ты встретишь меня на ефремовском вокзале: приеду обязательно в понедельник 18-го».

В том, что речь идёт именно о елецкой станции Сызрано-Вяземской железной дороги, не  сомневаются и елецкие буниноведы.

— С вокзала Иван Алексеевич ездил в село Измалково на каникулы. Это известно по его первым дневникам, — рассказывает краевед Светлана Сионова. — Станция является важной страницей в жизни как Бунина, так и Ельца.

И действительно, в здании вокзала в разные годы располагались военный дивизион, детский дом для воспитанников, потерявших родителей на фронте, школа и, наконец, общежитие. При посещении Сызрано-Вяземской станции вывод напрашивается только один — надо её сохранить! Пока окончательно не сломана крыша, пока есть люди, которые хотят снова вдохнуть жизнь в старинный вокзал.

Олеся Азарова, фото Сергея Авилова, журнал "Лица"

Благодарим за помощь в подготовке материала сотрудников музея Бунина, краеведа Светлану Сионову и выпускницу школы № 24 г. Ельца Татьяну Дунаеву

ВСЕ НОВОСТИ

Обычная версия сайта LipetskMedia [18+]

Информационно-справочный портал СМИ Липецкой области "Липецкмедиа"

Учредитель: Областное бюджетное учреждение "Издательский дом "Липецкая газета"

Главный редактор: Тарасов Максим Вячеславович

Обратная связь: red@lipetskmedia.ru
398055, Липецк, ул. Московская 83
+7(4742) 50-17-53, 50-17-65, 50-17-48

Все права на материалы и новости, опубликованные на сайте LipetskMedia.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ. Допускается цитирование материалов, с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС 77-50671 от 24.07.2012. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

2020 год. Все права защищены. Разработка сайта: ФЛОТТ.

LI counter