Лента медиасообщества » Тербунский район


С пятиметровой глубины


23.08.11 12:50

Экскаватор высоко поднял что-то большое, бесформенное, свисающее длинной грязной бахромой, и вывалил вместе с болотной жижей на траву.
— Парашют! — пронеслось по замершей в напряженном ожидании толпе, плотно обступившей вырытую яму.
— Тут еще мотор, — крикнул из глубины Лавринов. — А мне здесь делать больше нечего.
В резиновом комбинезоне, стоя в просторном ковше и опираясь на лопату, он показался на поверхности.
Следующим захватом машинист подцепил тяжелый земляной ком и, широко развернув стрелу, выгрузил его на свободное место. Трудно себе представить, что этот внушительных размеров, больше подходящий для мощного трактора двигатель, стоял на легком самолете. Извлеченный на свет из небытия, облепленный вонючей тиной, он лежал на боку, совершенно чуждый всему этому чистому мирному небу, яркому солнечному утру. Из пробитого блока сочилось масло.
— Двухрядный, двенадцатициллиндровый, — уважительно обронил кто-то из шоферов.
А ребята из магнитогорского поискового отряда „Сибиряк“ уже разбирали сваленные экскаватором кучки грязи, очищали и сносили к деревьям обломки и детали крылатой машины и найденные вещи. Остатки винта, кабины, погнутые трубки топливной системы, колеса, дюралевые куски, железки, часть ствола пулемета и патроны в лентах разных калибров. Была обнаружена прикрепленная к какой-то части оборудования табличка. Протерев ее, прочли. Вверху слово „Завод“ и вокруг него почти не видные знаки, обозначавшие, видимо, сокращенное наименование этого завода. Ниже — тип К-105, серия Б-5 и 5-й месяц 1941 года. Наконец, были найдены части одежды, противогаз, возможно, фрагменты шлема и останки самого летчика: тазобедренная кость, три ребра и оставшаяся в сгнившем сапоге, но с подошвой, маленькая косточка.
Кто он, пролежавший под Озерками почти семьдесят лет, как случилось, что это топкое место стало для него глубокой могилой? Может быть, ответ на эти вопросы поможет дать слипшаяся в тонкую расползающуюся в руках бумажную массу книжка (или блокнот?) с красноватыми обложками, которую осторожно обмыли и больше не стали трогать.
Очевидцы рассказывают, что это случилось летом 1942 года. Живший в войну рядом Иван Андреевич Болдырев, которому тогда было двенадцать лет, вспомнил, что от удара куски самолета разлетелись кругом, и почти весь он ушел в землю. Потом, где-то в пятидесятые-шестидесятые годы, здесь проводили раскопки. Участвовавший в них бывший директор школы Иван Михайлович Ушаков сообщил: все, что можно, достали, а дальше рыть лопатами болото не смогли. Он убежден, что это был штурмовик, возвращавшийся из-под Воронежа, где шли ожесточенные бои. Но до Ельца или до Задонска, где находились аэродромы, он недотянул.
Поднятый предположительно с пятиметровой глубины самолет являлся самым распространенным в годы войны советским штурмовиком ИЛ-2. Во всяком случае, этому есть подтверждения. До осени 42-го он выпускался одноместным, и обнаружены останки одного человека. Он имел трехопорное шасси с хвостовым колесом. И оно — маленькое, всего около тридцати сантиметров в диаметре, хорошо сохранилось. Найдено и переднее колесо, размером намного больше. Оснащался он зенитными пушками и пулеметами, остался не расстрелянным боекомплект к ним — мелкокалиберные снаряды и патроны. А может быть, это самолет другой марки. Так, есть свидетели, которые утверждают, что сразу после крушения нашли и похоронили тела двух пилотов. Теперь предстоит поработать специалистам. Говорят, что по заводскому номеру двигателя, если он сохранился, можно установить воинскую часть и того, кто летал на этом самолете.
Кстати, парашют, пролежавший в воде столько времени, остался на удивление прочным, и расстеленная по траве ткань выглядела даже какой-то чистой, белой. Цела и отпечатанная на ней дата его изготовления: апрель 1941 года.
Человеческий материал не такой прочный, слишком долго ждал тот, чьи кости извлекли из-под обломков. Почему все знали и не подняли самолет раньше, почему это было дело только энтузиастов? За годы забвения на безымянной могиле выросла огромная лозина, и только К-700 смог выкорчевать ее спиленный пень. Озерский фермер В.Д.Глазунов предоставил не только трактор, но и подъемный кран. Руководитель ООО „Ремстройсервис“ С.В.Ушаков, который сам присутствовал при раскопках, распорядился доставить из Тербунов на трейлере мощный экскаватор.
По инициативе главы района С.В.Иванова общими усилиями, наконец, удалось исполнить то, что должно было бы сделано много лет назад, и останки героя будут преданы земле так, как принято провожать в последний путь защитников Отечества.
— Теперь мы сможем вздохнуть свободно, — призналась глава Озерского сельсовета Л.Н.Батищева. — С души каждого местного жителя снята тяжесть неоплаченного долга, лежавшая на нашей совести все эти долгие годы.
На месте падения военного самолета будет установлен памятный знак, а то, что от него осталось, после изучения и очистки займет достойное место среди экспонатов районного музея.