Лента медиасообщества » Добровский район


ИМЯ СВОЕГО ПЕДАГОГА ПРОИЗНОСЯТ С ВОСТОРГОМ


15.11.18 16:37

14 ноября отмечали Международный день логопеда. В нашем районе специалисты этой востребованной профессии трудятся в дошкольных образовательных учреждениях: „Золотой петушок“ (с. Доброе), „Малышок“ (с. Доброе), „Солнышко“ (с. Трубетчино) и в средней общеобразовательной школе № 2 села Доброе имени М.И. Третьяковой.

В этот день мы побывали в „Золотом петушке“ и встретились с учителем-логопедом А.А. Кузнецовой.

В течение десяти лет Александра Александровна практикует методы исправления звукопроизношения у детей, а также проводит с воспитанниками большую работу по предупреждению несовершенства речи. Специалист в своей логопедической работе учитывает возрастные особенности ребёнка, педагогическими приёмами помогает естественному стремлению малыша говорить правильно.

В логопедической группе „Солнышко“ занимаются дети от 4 до 7 лет.  Малыши разделены на две подгруппы: от 4 до 5,5 лет — это группа среднего возраста, от 5,5 до 7 лет —  старшего возраста.

В момент нашего утреннего появления близилось к окончанию занятие в средней группе. Со стороны нам представилась приятная возможность понаблюдать, как „солнышки“ увлечённо и очень старательно дорисовывали букву „ы“. Они  уже научились дифференцировать понятия „звук“ и „буква“. А в логопедии это называется развитием фонематического восприятия.

Во время нашего короткого общения малыши показывали  листочки с важной раскрашенной буквой „ы“, а также нараспев и с большим желанием произносили звук „ы“. При этом разъяснили, что в русском языке нет ни одного слова, начинающегося с „ы“. Вот ведь наши знатоки! И в этом, конечно, заслуга их педагога.

—Александра Александровна, скажите, пожалуйста, с какого возраста ребёнок (при необходимости) может посещать логопедическую группу?

—С четырёх лет, так как в этот период жизни особенно эффективной будет коррекция речевого нарушения.

К тому же, речь в этом возрасте становится основным фактором развития ребёнка, играет главную роль в формировании и выстраивании социальных отношений. Естественно, со стороны родителей и педагогов к ребёнку нужно быть наблюдательными и оказывать помощь в этой сфере.

—И, очевидно, разговаривать с малышом. Даже ещё до его рождения. Вы разделяете эту точку зрения исследователей-лингвистов?

—Безусловно. Ребёнок вначале чувствует слово, потом слышит его и, как результат, интуитивно усваивает речь.

—Как проблема с развитием речи повлияет на развитие ребёнка, если родители не обратились за помощью к логопеду?

—При языковом дефекте могут не сложиться отношения со сверстниками: ребёнок будет слышать насмешки в свой адрес, испытывать стеснение, неуверенность в себе. Кроме того, большие проблемы обычно возникают в школе: он не сможет доступно разъяснить решение задачи, будет испытывать затруднение при чтении и пересказе текста, на уроке русского языка не сможет грамотно при транскрипции (фонетическом разборе слова) дифференцировать звуки.

—Сегодня воспитанники так называемого среднего возраста удивили нас своими лингвистическими познаниями. Расскажите немного о занятиях.

—Вообще, хочу заметить, что малышам нравятся логопедические занятия: их не приходится убеждать, успокаивать, настраивать. Они ждут этого общения.

 Так, на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи (в обеих группах) ребята рассказывают о предмете текстом-описанием. Рассматривая картину, знакомят слушателей с её сюжетом. Их речь в этом возрасте должна быть распространённой. Разговаривая, они предусматривают согласование существительного и прилагательного, существительного и числительного. Например, один — опёнок, два — опёнка, пять — опят.

—А в чём специфика занятий в каждой подгруппе?

—В средней группе обучение направлено на развитие фонематического восприятия. То есть дети знакомятся со звуковой структурой   слова: гласными и частью согласных. К примеру, сегодня Вы стали свидетелем ознакомления со звуком „ы“.

—Простите, а как обстоят дела со звуком „р“?

—На постановку этого звука проводим индивидуальные занятия. Одна из ступеней — автоматизация звука. Это произношение  вслед за логопедом не только самого звука, но и слов, словосочетаний с ним.

—Как малыши справляются с произношением Вашего имени: ведь в нём сложный звук повторяется дважды?

—Если звук поставлен, то с восторгом произносят!

—До какого времени можно не беспокоиться, что ребёнок не выговаривает звук „р“?

—До пяти с половиной лет. Это сложный звук. А вот о звуке „ш“ нужно побеспокоиться раньше, до пяти лет. Причём родителям    (по методике обучения) запрещается заставлять ребёнка произносить  звук „р“, если он не поставлен. Малыш будет говорить  горлом. А это искажение звука.

Что же касается воспитанников старшей подгруппы, с ними проводятся занятия по обучению грамоте. Естественно, закрепляются и фонематические стороны речи, а также развивается словарный запас, лексико-грамматической строй речи, составляются предложение по заданным схемам и так далее.

—Можно сказать, что  это предшкольная подготовка?

—Да, это целенаправленная подготовка детей к школе. А программа логопедических занятий предусматривает достижения воспитанниками необходимого уровня личностного и интеллектуального развития.

—Александра Александровна, как учитель-логопед какой совет дадите родителям?

—Необходимо общаться с детьми, слушать и слышать их. При возможности,  нужно играть с ребёнком в речевые   игры.

Внимательное отношение к дочери и сыну обеспечит развитие положительных эмоций. А это значит, у ребёнка станут успешно развиваться речевые навыки и он не будет бояться выражать свои мысли и будет с удовольствием дружить и общаться с другими детьми.

Лариса КОНЯШКИНА.

Фото Андрея АГУРЕЕВА.