Terra incognita

Трагедия авиатора Золотухина

И подвиг Сергея Шерстобитова и Леонтия Кривенкова

Февраль 11, 2018 15:16 0

«14 и 15 августа в нашем городе состоятся два воздушных полета поручика Золотухина на двухместном  моноплане «Блерио». Полеты будут происходить на беговом ипподроме с шести часов вечера». Короткая заметка в газете «Елецкая жизнь» вызвала в тихом купеческом городке ажиотаж. Настоящий самолет уже сам по себе был в 1911 году для большинства ельчан невиданным чудом техника зрелищем. Да еще и за штурвал крылатого агрегата должен был сесть их земляк. Неудивительно, что билеты на премьерное воздушное шоу раскупили задолго до его начала.

О первом липецком воздухоплавателе известно немного. Мстислав Золотухин родился в Ельце в 1881 году. Избрал для себя карьеру военного, дослужившись до звания поручика. Полет аэроплана  пехотный офицер впервые увидел в Харькове и загорелся идеей научиться управлять им. Золотухину удалось поступить в школу пилотов Севастопольского аэроклуба. Но обучение там давалось ему туго. Мстислав Максимович перебирается в Гатчину. Здесь в школе Первого Российского товарищества воздухоплавания «Гамаюн» в начале прошлого века учились летать легендарные русские авиаторы. Первый дипломированный летчик Ефимов, автор знаменитой мертвой петли Нестеров, первая в России женщина-пилот Зверева. 22 августа (9-го по старому стилю) 1911 года экзамен на звание пилота сдал и ельчанин.

Уже через пять дней ему предстояла продемонстрировать свое мастерство в родном Ельце перед тысячами горожан и своей матерью. Та, почувствовала грозящую беду. В ночь назначенного для полетов дня самый близкий Золотухину человек просил его отменить выступление. С утра небо заволокло тучами, пошел мелкий дождь. К вечеру подул еще и порывистый ветер. Потратившуюся на билеты публику плохая погода ничуть не смутила. Не собирались возвращать вырученные за разрекламированное зрелище деньги и его организаторы. Механик Лебедев заканчивал последние приготовления «Блерио-XI» к полету. Французский аэроплан считался в те годы самой надежным летательным аппаратом, самолетом-рекордсменом. Именно на «Блерио» этой модели его конструктор лично совершил первый в истории перелет через Ла-Манш.

Золотухин легко оторвался от земли, почувствовав, как натянулась от  сильного ветра промокшая за день под дождем парусина крыльев моноплана. Под восторженные крики зрителей пилот начал набирать высоту. Далее, по всей видимости, самолет Золотухина попал в воздушную яму. При попытке летчика сделать разворот и приземлиться «мотор «Блерио» заглох. Первым все понял механик Лебедев и от ужаса закрыл лицо руками...

Через мгновение аэроплан камнем рухнул вниз. Сломав ограду ипподрома толпа бросилась к месту падения. Золотухин лежал лицом вниз и не дышал. Часы на руке первого липецкого летчика продолжали идти, отсчитывая время с момента  первой воздушной трагедии в истории Липецкого края… 

Трагедия в Ельце не осталось не замеченной и в столице. О ней сообщили многие популярные в то время газеты и журналы. А редакция «Елецкой жизни» откликнулась на смерть земляка стихотворным некрологом, в котором были следующие строки:

«… Еще один из стаи смелых

Погиб… Собрались торгаши,

Волна суждений скороспелых,

Учтены цель и барыши».

Ельчан же гибель Золотухина повергла в шок. Организованное в следующем году подобное авиашоу собрало гораздо меньшее число зрителей.

- Публика была настроена мрачно, - вспоминал, спустя многие годы,  участвовавший в нем прославленный  летчик Борис Россинский. – Многие ельчане заранее предсказывали мне смерть, заставляло меня изрядно понервничать. Но я летал удачно… 

Самая же известная в истории липецкой авиации катастрофа произошла спустя 57 лет после гибели Золотухина. Военные летчики Сергей Шерстобитов и Леонтий Кривенков 17 декабря 1968 года выполняли тренировочный полет над областным центром. У бомбардировщика  Як-28 с полными баками топлива и учебными бомбами на борту отказал один из двигателей. Пилоты могли катапультироваться, но самолет находился над самым центром Липецка. Летчика вывели машину за жилые массивы и Як рухнул на единственный незастроенный клочок земли в районе нынешнего Дворца спорта «Звездный».

Машину разметало в 150 метрах от проходившего по шоссе автобуса и нескольких сотнях метров от школы и детского сада. Шерстобитову и Кривенкову хотели присвоить звания Героев Советского Союза, но этого не случилось. Существовала версия, что за секунды до взрыва летчики кричали совсем не то, что хотели бы слышать члены комиссии по награждению. На самом же деле компромат нашли в другом. Кривенков, желая получить квартиру побольше, некогда вписал в свое личное дело четверых племянников, как круглых сирот. Экипаж посмертно наградили лишь орденом Красной Звезды.

В 1969 году в их честь на нынешней площади Авиаторов (ранее – площадь 50-летия ВЛКСМ), был установлен памятник по проекту архитектора Н.Полунина. Памятник представляет собой боевой самолет МиГ-19, поставленный на высокий постамент. На фюзеляже самолёта была написана цифра «50» - в честь тогдашнего названия площади, ныне на её месте находится звезда.

В 2003 году к памятнику-самолету были добавлены фигуры Кривенкова и Шерстобитова, а также белая стена с надписью «Вы в небо ушли…». А на месте падения самолета – около Дворца спорта «Звездный», был установлен памятный камень. В их честь установлен памятник на площади Авиаторов, их именами названы две улицы в 27 и 28 микрорайонах Липецка.

Многие липчане долго были уверены в том, что знаменитую песню «Огромное небо» («А город подумал – ученья идут») авторы сочинили именно после липецкой аварии. Но ее первая исполнительница Эдита Пьеха, на концерте в Липецке призналась, что песня была посвящена другой трагедии.

Материал подготовлен совместно с областным Центром событийного туризма.

Комментарии 0

Новости по теме Новости MediaMetrics