Общество

Липецкому трамваю — 70 лет

7 ноября 1947 года в рейс вышел первый состав из двух вагонов, перевозивший пассажиров в промышленном Левобережье

Ноябрь 07, 2017 11:44 0

Транспортное сообщество Липецка в этот день отмечает юбилей — первый городской трамвай разменял седьмой десяток лет. Однако круглую дату сотрудники предприятия, ожидающего очередную реструктуризацию, встречают не за праздничным столом, а на рабочем месте. Сегодня в рейс, как и каждый будний день, с пяти часов утра вышли 27 трамваев, обслуживающих три городских маршрута, протяженностью в 37 километров.

ТРАМВАЙ — НАША ИСТОРИЯ

Первую трамвайную линию, соединяющую нынешний район НЛМК с Липецким тракторным заводом, планировали сдать к Празднику весны и труда 1 мая 1946 года. Но в послевоенное время из-за отсутствия необходимых стройматериалов и квалифицированных рабочих в срок не уложились. Открытие ветки приурочили к другой дате - 30-ой годовщине Октябрьской революции, и новый вид транспорта впервые повез липчан 7 ноября 1947 года. Правда, «новый» - весьма образное название, ведь в город пришли 14 подержанных вагонов из Ижевска, Саратова, Сталинграда и Горького.

Липецкий трамвай был призван выполнить очень важную и почетную миссию - обеспечить пассажирское сообщение в активно развивающемся промышленном центре, где располагались Новолипецкий, тракторный, ферросплавный, силикатный заводы, трест «Липецкстрой», спиртзавод. И с этой миссией электротранспорт достойно справился - только за первый год трамваи перевезли 209 тысяч пассажиров.

МУЗЕЙ ТРАМВАЯ

В конце 90-х в муниципальном учреждении «Горэлектротранспорта» созрела идея создания музейной экспозиции под открытым небом с раритетными марками трамваев, по которым можно проследить историю развития как нашего города, так и мировую техническую и политическую историю ХХ века.

Например, условия перевозок конца 40-ых годов прошлого века, когда салон не отапливался, сидения были жесткими и деревянными, а скорость движения первых липецких трамваев крайне мала. Старейшина городского электротранспорта - вагон серии «МХ-1», названный в народе с любовью «Лип Липычем», до недавнего времени катал горожан в День города. Еще один из вагонов в экспозиции, Татра-Т4Д, построен по американской лицензии в ЧССР в 1975 году, по договору поставлен в Германскую демократическую республику, а оттуда в 90-х после изменившегосяполитического и экономического положения, попал в Россию.

За несколько десятилетий по липецким улицам рассекали разные составы - небольшие Х, МС и КТМ, вместительные РВЗ, чехословацкие вагоны с электронным управлением Tatra и многие другие. В городе отметились даже трамваи английской марки Brush, открывавшие в 1907 году движение в Санкт-Петербурге.

РЕЛЬСЫ И СТРЕЛКИ

Музея трамвая в привычном понимании этого слова в Липецке не получилось — территория предприятия закрыта для сторонних посетителей, экскурсии практически не проводятся. Да и вообще трамвай с 2002 года был признан вредным транспортом, по эффективности уступающим автобусам и троллейбусам. По всему городу выкорчевывали рельсы, объясняя стремлением сделать шире дороги для автомобилей и автобусов. Это время оказалось одними из самых непростых для липецкого трамвая, поднимавшегося в тяжелые послевоенные годы и выстоявшего в голодные 90-е. Сейчас трамваи снова объявлены лучшими друзьями пассажиров.

В 70 лет липецкий трамвай снова ждут перемены и преобразования: юбилейная дата станеточередной точкой отсчета и новой вехой в развитии электрического транспорта в городе.


Олеся Тимохина

Новости по теме Новости MediaMetrics