Культура

«Легенда о граде Ельце» вновь собрала на берегу Быстрой Сосны любителей классической музыки


Июнь 18, 2017 13:13 0

И снова по крутым живописным склонам реки, на фоне Вознесенского собора и двух храмов проскакала конница. А в ладье вниз по течению реки на ладье проплыл Образ Божией Матери, приведший Тамерлана в трепет и заставивший его собрать шатры и отступить. Образ Пресвятой Богородицы на стене Вознесенского соборе, лазерное и файер-шоу, пение и игра актеров привели зрителей в восторг. Над рекой, взбудораженной грандиозным зрелищем летали птицы, громко квакали лягушки, мягкими розово-синими красками таял красивый закат. Как будто сама природа подыгрывала исполнителям.

17 июня при большом скоплении зрителей, не испугавшихся прохлады июньского вечера, уже в  шестой раз была продемонстрирована опера народного артиста России Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце». Уникальное произведение традиционно было исполнено в Ельце в естественных декорациях, на берегу Быстрой Сосны, на месте событий, описанных в сюжете. В этом году опера на воде состоялась в рамках V международного фестиваля современной музыки имени Тихона Хренникова, который проходит в Липецкой области с 4 июня. «Легенда о граде Ельце» стала прекрасной кульминацией фестиваля.

Некоторые зрители приехали заранее, чтобы понаблюдать за последними приготовлениями к грандиозному культурному зрелищу, как на берегу реки Быстрая Сосна, напротив Вознесенского собора,  разворачиваются масштабные декорации. Они гуляли по берегу, фотографировались с артистами, покупали сувениры в лавках и палатках развернувшейся здесь же ярмарки с елецкими кружевами, деревянными изделиями и прочими работами местных мастеров.

Заказ на написание оперы композитор Александр Чайковский получил от заместителя главы администрации области Людмилы Кураковой и художественного руководителя Липецкой областной филармонии Наталии Мекаевой. По словам композитора, сначала эта идея показалась ему сумасшедшей. А потом, как сказал сам композитор, его очень заинтересовала странная, загадочная легенда и он быстро написал музыку к ней.

- Так что это была идея вашей земли. Прежде чем написать либретто, я прочитал много книг об этом событии, - сказал в интервью композитор Александр Чайковский. - Я нашел, что в этой историко-мистическо-религиозном произведении есть драматургия, есть тайна и связь с современностью. Для меня также было честью работать во славу Ельца - родины моего учителя Тихона Николаевича Хренникова. Это уже другой мотив. Стараюсь не пропускать ни одной оперы на берегу Быстрой Сосны. Приехал и сегодня.

- Сама природа нам благоволит. Во время генеральной репетиции был пасмурно, шел дождь, а сегодня прекрасный тихий вечер, - добавил он.

На вопрос о том,хотелось бы ему что-либо добавить или изменить Александр Чайковский ответил отрицательно.

- Получилась такая прекрасная фреска, - сказал он. - Это получилось эффектно: и для публики интересно, театрально. Интересно и артистам им есть, что спеть, в чем показать свой многогранный талант. Мне очень нравится выступление хора в самом начале про реку Быстрая Сосна. Очень сильная сцена. В который раз приятно удивлен высоким мастерством и профессионализмом артистов Липецкой областной филармонии. В частности, на меня произвели впечатление все женские голоса, и в частности, Чулпан - Елена Баранчук, а в мужских партиях - Сергей Блинков, исполнивший князя Василия Темного, игрой Липецкого оркестра. Мне нравится хоровое исполнение молитвы и народные сцены.

Главные партии в спектакле исполнили столичные и липецкие исполнители в сопровождении музыкантов Липецкого симфонического оркестра под управлением главного дирижера Константина Баркова. Партию Тамерлана спел заслуженный артист России, солист Московского музыкального театра «Геликон-Опера» Сергей Топтыгин, партию князя Елецкого - солист Московского театра «Новая опера» им. Е. Колобова Олег Долгов. Кроме того, в представлении на открытом воздухе заняты артисты Липецкой филармонии - заслуженная артистка России Зинаида Карандакова, лауреаты всероссийских и международных конкурсов Сергей Блинков, Елена Баранчук, Игорь Пронин, Михаил Вербицкий, Софья Овчинникова и другие. Также зрители услышали Липецкий камерный хор и Московский камерный оркестр «Времена года». Дирижер спектакля – заслуженный артист России Владислав Булахов.

В массовых сценах, сценах боя и Крестного хода участвовали и сами ельчане - участники клубов исторической реконструкции «Копье» и «Кристалл». Конницу предоставил елецкий спортивный клуб «Конкур», а танцовщицы из липецкого ансамбля восточного танца «Жемчужина» под руководством Татьяны Дорош исполнили роль наложниц гарема Тамерлана. Стоит добавить, что сценические костюмы шили на местных фабриках.

Опера «Легенда о граде Ельце» стала одним из туристических брендов старинного города и Липецкой области в целом. Она привлекает в древний город туристов и любителей старины, являясь одним из ключевых проектов развивающейся в Ельце особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. На этот раз многочисленными поклонниками классической музыки стали жители Ельца, Липецка, Москвы, Воронежа, Тамбова, Орла, Москвы, Санкт-Петербурга и дальнего зарубежья.

Напомним, впервые опера была дана в Ельце 2011 году. Либретто написали липецкий писатель Николай Карасик и московский автор Радомира Ползунова. Постановщиком выступил  обладатель «Золотой маски» Георгий Исаакян. Сюжет посвящен походу Тамерлана на Москву, внезапно прерванному под Ельцом. Согласно легенде, во сне ему явилась Дева Мария, в тот же день жители Москвы встречали Чудотворную Владимирскую икону Божией Матери и молились о спасении от страшного нашествия. В итоге Тамерлан, устрашенный видением, повернул свое войско обратно. События разворачиваются не только на берегу, но и на воде в трех временных отрезках -  в 1395, в 1941 году, когда была вскрыта могила Тамерлана, и в наши дни.

Опера «Легенда о граде Ельце», ставшая культурным брендом региона, прочно вошла в историю общественной и культурной жизни не только Липецкой области, но и всей России. В 2016 году она была удостоена премии правительства Российской Федерации в области культуры. Награда вполне заслуженная. Необыкновенная красота постановки, высокое исполнительское мастерство певцов и их блестящая актерская игра, прекрасная музыка, исторические костюмы, масштабные массовые сцены с хоровыми эпизодами, реконструкциями батальных сцен с привлечением конницы, Крестным ходом, элементами зрелищных восточных танцев, а также спецэффекты, – все это делает произведение неповторимым и ярким явлением культуры России.

Нина Вострикова

фото Николай Черкасов 

Новости по теме Новости MediaMetrics