Terra incognita

Липецкая техника Великой Победы


Март 23, 2017 14:14 0

В послевоенные годы тысячи образцов грозной боевой техники замерли в виде памятников на мемориалах, посвященных героям Великой Отечественной войны. Немало таких монументов и в Липецкой области. Например, один из лучших танков Второй мировой, легендарный ИС-3 сорок лет назад стал жемчужиной военного мемориала в поселке Лев Толстой. Установка полевой реактивной артиллерии, «Катюша», как прозвали ее солдаты, высится на постаменте в городе Грязи. Неподалеку от этого места раскинулось село Двуречки - родина капитана Ивана Флерова, командира первой батареи легендарных «Катюш».

Осенью 2016 года на постамент при въезде в село Лавы Елецкого района установили полевую кухню времен Великой Отечественной войны. Кухня марки КП-2-42 была найдена в местах активных боевых действий у елецкой деревни Ивановка и сохранена Александрой и Татьяной Архиповыми. Они передали ее в дар жителю села Лавы Николаю Оборотову, который вместе с другими патриотами-энтузиастами загорелся идеей сделать из кухни памятник. Общими усилиями раритет Великой Отечественной был отреставрирован, покрашен и поставлен на колеса. Почин поддержал глава поселения Вадим Овсянников, поскольку этот монумент как символ армейских тыловиков – к месту, ведь именно в районе Лав во время Елецкой наступательной операции декабря 1941 года был сформирован пункт тылового обеспечения наступающих войск Красной Армии. Кстати, в двух котлах полевой кухни КП-2-42 за раз можно было приготовить 360 первых и 215 вторых блюд.

Но, пожалуй, самый необычный из памятников такого рода землякам, погибшим в годы Второй мировой, установлен в районном центре Тербуны. На бетонном постаменте здесь красуется не танк, не гаубица, а… трактор модели «Универсал-2». Тот самый железный конь, который в годы первых пятилеток пришел на смену крестьянской лошадке. Невиданное доселе крестьянами чудо техники начали выпускать в 1934 году на ленинградском заводе «Красный Путиловец», а с 1944 года его собирали на Владимирском тракторном. Оснащенный керосиновым двигателем в 22 лошадиные силы, «Универсал» мог разогнаться до восьми километров в час, и был незаменимым помощником на полевых работах.

Монументом тербунский трактор стал весной 1970 года, накануне 25-й годовщины Великой Победы. Именно так работники местной «Сельхозтехники» решили увековечить память о тружениках машинно-тракторной станции, ушедших на фронт и погибших в годы войны. На постаменте табличка с их именами - 61 человек не вернулся на родное предприятие с полей сражений. В том числе и братья Шепелевы. Бригадир Иван Стефанович был тяжело ранен и умер в одном из госпиталей Днепропетровской области. Судьба тракториста Гаврилы Стефановича до сих пор неизвестна.

Светлане Болговой братья Шепелевы приходятся родными дядями. Сама она проработала в «Сельхозтехнике» почти полвека и хорошо помнит, как 45 лет тому назад у ворот предприятия появился памятник-трактор.

- Главными инициаторами его создания были заведовавший тогда мастерскими Митрофан Феофанович Карпов и бывший в то время инженером-дефектовщиком предприятия Петр Иванович Королев, отец нынешнего главы администрации области Олега Королева, - рассказала Светлана Николаевна. - Давно снятый с производства трактор собрали из чудом сохранившихся деталей. Ведь в годы войны на фронт уходили не только люди, но и техника. А места ушедших трактористов на оставшихся в колхозах тракторах занимали их жены и сыновья-подростки.

Казалось бы профессия механизатора - одна из самых мирных. Но в Тербунском районе опасной она была не только в военное время, но и спустя годы после Дня Победы. Многие земледельцы погибли или покалечились, подрываясь во время пахоты и жатвы на минах и снарядах, которыми за время оккупации и боев была нашпигована тербунская земля.

Еще один трактор установлен на постаменте в левобережной части областного центра, недалеко от проходных Липецкого тракторного завода. Этот памятник не имеет прямого отношения к военному времени. В отличие от предприятия, на котором еще в июне 1944 года собрали первый в истории завода трактор.

История тракторного завода началось в довоенное время. В 1932 году на окраине Липецка началось строительство машиностроительного завода. С 1932 года по 1936 год были построены литейный, механообрабатывающий, ремонтно-механический, кузнечный и инструментальный цеха, а также объекты вспомогательного назначения. Рядом с заводом вырос жилой район с медицинскими и культурно-бытовыми учреждениями.

В середине 1937 года коллектив завода приступил к выпуску товарной продукции, а уже в 1940 году было изготовлено и отправлено заказчикам более 20 миллионов изделий.

К началу Великой Отечественной Войны завод «Станкострой» вырос в одно из крупнейших предприятий Липецка. А весной 1942 года на базе завода формируется первый танковый корпус под командованием М. Е.Катукова.

О том трудном времени в своих воспоминаниях маршал бронетанковых войск дважды Герой Советского Союза Михаил Ефимович Катуков в книге «На острие главного удара» писал: «Главную работу по формированию корпуса предстояло провести в городе Липецке… Первые дни на новом месте всегда проходят в больших хлопотах. Устраиваемся в Липецке, обживаем очередной походный бивуак.

Устанавливаем связь с местными партийными и советскими организациями. Встречают не только приветливо, но и заинтересовано. Не ждут, когда попросишь, а сами предлагают: у нас есть то-то и то-то, может быть, пригодится для войск. И это при крайне ограниченных возможностях городского хозяйства. А в большой готовности помочь ощущаешь опять не что иное, как крепчайшую спайку, могучее единство нашего народа».

Шла война. Гремели жестокие бои, а партия и правительство принимает решение о строительстве в Липецке Тракторного завода. В конце марта – в начале апреля 1943 года на базе завода «Станкострой» начались строительно-монтажные работы по сооружению цехов нового предприятия. А уже 1 июня 1944 здесь собрали первый образец липецкого гусеничного трактора - «Кировец-35» с бензиновым двигателем.

В память о славной истории завода и его работников годы спустя рядом с предприятием установили памятник. Правда, на постамент водрузили не «Кировец», а «Т-38», который собирали на ЛТЗ с 1957 по 1961 год.

Материал подготовлен совместно с сотрудниками ОАУ «Центр событийного туризма Липецкой области».

Комментарии 0

Добавить

Новости по теме