Экономика

Кому положены "кредитные каникулы" ?


Март 12, 2017 14:29 0

 Совместно с коллективом отделения по Липецкой области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу "Липецкая газета" продолжает отвечать на ваши вопросы относительно финансовой грамотности.  Сегодня на один из них отвечает управляющий отделением по Липецкой области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу Виктор Ророха.

 

Может ли банк пойти навстречу семье, если она испытывает временные трудности, и «смягчить» условия договора по кредиту?

Светлана Астахова, г. Липецк.

— Если в период выплаты кредита заемщик, например, потерял работу и не может исполнять взятые на себя обязательства, он вправе письменно обратиться к руководству банка, предоставившего кредит, с просьбой реструктуризировать свою ссудную задолженность, приложив документы, свидетельствующие о временном ухудшении финансового положения. Однако принятие соответствующего решения банком является его правом, а не обязанностью.

В этой ситуации самое главное для должника — не пытаться спрятаться от проблемы, поскольку она сама по себе не исчезнет. В первую очередь попытайтесь договориться со своим кредитором. Чем раньше вы к нему обратитесь, тем больше шансов на то, что взаимоприемлемое решение будет найдено. Это могут быть «кредитные каникулы». Как правило, предоставляются подобные «каникулы» на срок, не превышающий одного года, обычно по двум классическим схемам — частичная и полная «заморозка задолженности». При полной отсрочке разрешается на определенный промежуток времени полностью приостановить внесение ежемесячных платежей и процентов по кредиту. Такой вид отсрочки предоставляется только по уважительной причине. Например, если заемщик лишился работы или серьезно заболел. Правда, уважительную причину придется подтвердить документально, например справкой с работы и т.д. Частичная отсрочка подразумевает составление нового графика ежемесячных платежей, по которому клиент будет совершать платежи во время «каникул». Например, можно договориться с банком выплачивать только проценты по займу или продлить срок погашения кредита и при этом уменьшить ежемесячные платежи.

Но еще раз повторю: идти вам на уступки — право, а не обязанность кредитора. Кредит — это договорные отношения, стороны которых соглашаются выполнять определенные обязанности доб­ровольно, поэтому вся полнота ответственности лежит на заемщике и кредиторе. Договариваться в первую очередь нужно им, ведь даже Банк России в соответствии с законодательством не вправе вмешиваться во взаимоотношения кредитной организации и ее клиентов. Для помощи заемщикам, попавшим по уважительным причинам в трудную ситуацию, Ассоциация российских банков (АРБ) учредила институт финансового омбудсмена. Финансовый омбудсмен (от шведского ombudsman — представитель чьих-либо интересов), или иными словами независимое лицо, защищающее интересы граждан, у которых возникли проблемы с финансовыми учреждениями. Процедура рассмотрения спора бесплатная, к тому же разрешение конфликта происходит во внесудебном порядке, что позволяет быстро улаживать разногласия между клиентом и финансовой организацией. Омбудсмен рассматривает только письменные жалобы. Форма заявления, рекомендации по составлению жалобы размещены на официальном сайте Ассоциации российских банков (www.arb.ru).

Наконец, есть суд, где все стороны могут прояснить свои финансовые взаимоотношения. Конечно, все эти варианты — не самая приятная процедура, но именно они позволяют урегулировать отношения законным, цивилизованным способом.

Новости по теме Новости MediaMetrics