Городская среда

«Переправа, берег левый, берег правый». Путеводитель по липецким мостам


Июль 29, 2016 12:00 2

В России статус города с самыми красивыми мостами, без всяких сомнений, закреплён за Санкт-Петербургом. И пусть Липецк никогда не блистал своими переправами, свои любопытные мосты есть и в нашем городе. Проект «Городская среда» предлагает прогуляться вместе с нами по нескольким запоминающимся мостам Липецка. 

Мосты через реку Воронеж

В 30-е годы прошлого века с появлением на левом берегу реки Воронеж Новолипецкого металлургического завода родилась идея возведения моста, который бы соединил оба берега. Однако вскоре началась Великая Отечественная война, и планы пришлось «законсервировать».

Вновь вспомнили о постоянной переправе через Воронеж только в середине 50-х годов, когда Липецк получил статус областного центра. На тот момент связь между берегами реки проходила через Зелёный остров - через протоки Воронежа были переброшены деревянные мосты. Весной, во время паводка, когда вода поднималась до отметки в четыре метра, связь между берегами осуществлялась посредством паромов.

Строили мост на протяжении двух лет  – с 1956-го по 26 октября 1958 года. Когда переправу сдавали в эксплуатацию, мост был безымянным, и его назвали просто мостовым переходом № 1. По нему проложили трамвайные пути и пустили общественный транспорт. Длина моста, возведённого на десяти железобетонных опорах, составила 460 метров, а вместе с дамбой - около двух километров. 

Лишь 31 декабря 1987 года мосту присвоили имя Петровский — по петровским Липским заводам.

В начале 1980-х годов стало ясно, что двух полос движения в одну сторону мало. В 1985 году началась постройка второго моста — параллельно первому, ниже по течению. В отличие от первого моста у нового каждая опора представляет собой три связанных ригелем железобетонные стойки. Новая переправа в полтора раза у́же первого моста. Из-за недостатка финансирования ввод в строй второй очереди состоялся лишь 29 декабря 2003 года. Тогда же убрали трамвайное движение со старого моста, при этом рельсы до сих пор торчат из асфальта.

В 1967 году началось строительство второго моста через реку Воронеж, который должен был связать посёлок Тракторостроителей с правобережной частью города. Только в конце 1987 года его назвали Октябрьским – в честь Октябрьской революции, 50-летие которой как раз отмечали в 1967 году. До этого он назывался мостовым переходом № 2 - в отличие от перехода № 1, нынешнего Петровского моста.

При строительстве моста, опирающегося на железобетонные конструкции, было решено несколько сложных инженерных задач. Дело в том, что перепады высот на разных берегах реки Воронеж составили 51 метр, а русло реки было искусственно отодвинуто от высокого правого берега на 300 метров.

В 1971 году Октябрьский мост был открыт, по нему пустили автомобильное движение. Весной 1972 года здесь завершился монтаж троллейбусной линии, а 1 февраля 1980 года началась укладка трамвайной линии, длившаяся в общей сложности семь лет.

Ещё в 1869 году рядом с городом Сокольск (ныне район Липецка Сокол) был построен временный деревянный мост. Он появился между нынешними станциями Чугун-2 и Чугун-1 на железнодорожной ветке "Грязи - Елец".

Мост часто страдал от паводков. Так, во время одного из них была снесена опора мостовых арок, во многих местах размылась насыпь строящейся дороги. Со временем рядом с деревянной переправой был построен полноценный металлический железнодорожный мост.

Фото с mapio.net

В 1978 году был введён в эксплуатацию сокольский автомобильный мост, расположенный на Липецкой кольцевой автомобильной дороге, которая является частью автотрассы «Орёл – Тамбов». Длина моста, который состоит из двух очередей, составляет 354 метра.

Во время строительства были намыты подходы к мосту. Грунт был взят из русла Воронежа, благодаря чему произошла его очистка.

Фото с mapia.net

В 2015 году начался поэтапный капитальный ремонт моста. В том же году была отремонтирована одна из его очередей: окрашены крайние и промежуточные опоры, пролетные строения, заменены опорные части, отремонтированы регуляционные сооружения. Дорожниками также было произведено устройство мостового полотна, сопряжений и водоотвода, лестничных сходов, установлено перильное ограждение из композитных материалов, осуществлено устройство асфальтобетонного покрытия и нанесение разметки.

Все эти работы ведутся сейчас на второй очереди моста, а вот сроки их выполнения стоят под вопросом.

Мосты через Липовку

По мере того, как в 50-60-е годы прошлого века Липецк продолжал расти и расширяться, было принято решение построить мост через Каменный лог. Он должен был значительно улучшить транспортное сообщение в городе.

На фото видны Военный городок, место будущего 7-го микрорайона, и района ДС "Звёздный"

Проект магистрали, которая бы соединила будущую площадь Победы и железнодорожный вокзал, появился в середине прошлого века. Однако осуществить задуманное городские власти смогли лишь в 1969 году. Тогда через урочище Каменный Лог, в котором протекала река Липовка, был возведен мост, соединивший два крутых берега.

Высота моста равна примерно двум пятиэтажным домам, а его ширина составляет – 26 метров. Это самый широкий мост в Липецке. По эстакаде проходят автомагистрали и двухпутная трамвайная линия.

В 2006 году проведен капитальный ремонт деформационных швов, расположенных на проезжей части мостового полотна.

Фото из "Википедии"

Двумя десятилетиями раньше этого монументального строения, в 1948 году, через Липовку, на её пересечении с улицей Советской, был перекинут арочный «горбатый», как его называли липчане, мост. Этот мост является самым старым из ныне действующих в Липецке, и многим поколениям горожан он запомнится как раз благодаря своему «горбу», из-за которого они испытывали незабываемые ощущения при переезде моста на общественном транспорте.

Ещё одной «фишкой» моста стали обелиски с барельефами на военную тематику, которые появились здесь в начале 50-х годов. В конце 1980-х годов прошла реконструкция площади Революции, тогда же мост расширили.

В конце 80-х годов прошлого века в ходе реконструкции площади Революции мост расширили, а позже на несколько лет облюбовали молодожены благодаря тому, что рядом в то время находился ЗАГС. Молодые пары вешали на перила замки как знак вечной любви и верности между супругами.

Следом за «горбатым» мостом были построены переправы через Липовку, где речка вытекает из Комсомольского пруда, а также по улицам Плеханова (у подножья Сапёрного спуска), Первомайская, Октябрьская и Неделина. К слову, один из этих мостов - тот, что по улице Октябрьская, считается самым коротким из непешеходных, и равняется 8,7 метра.

Фото с сайта femailforum.ru

С постройкой в 2005 году липецкой Набережной здесь появился свой небольшой мост, пожалуй, самый популярный среди молодожёнов.

Любят ноовбрачные посещать и три мостика-близнеца в Нижнем парке, что перекинуты через старое русло Липовки.

Путепроводы

Первый путепровод - то есть, мост, пропускающий дорогу над другой дорогой, был сдан в эксплуатацию на въезде в район Сокола, став третьим мостом в Липецке. Его главной задачей было – разгрузить железнодорожный переезд в районе завода «Свободный сокол», где постоянно стояла вереница машин. Длина моста – 531 метр, ширина проезжей части с односторонним движением – 25 метров. 

Митинг, посвященный открытию моста, состоялся 17 августа 1976 года. Тогда сокольцы представили мост как свой подарок труженикам села. Над пролетом моста даже  развернули транспарант с лозунгом: «Сокольский путепровод – подарок хлеборобам, вырастившим урожай первого года десятой пятилетки!».

Также в черте города существуют ещё несколько путепроводов - в том числе "клон" Сокольского путепровода в самом начале Лебедянского шоссе, несколько путепроводов на Липецкой кольцевой автодороге, мост на Грязинском шоссе в посёлке Новая Жизнь, а также путепровод в районе Центрального пляжа, на так и не получившей претворения в жизнь дороге от Петровского моста до улицы Студёновской.

Существует в Липецке путепровод "Северный" - единственный, у которого есть собственное имя. Находится он в Левобережье на улице Ферросплавная, а открыт был в 60-е годы прошлого века.

Пешеходные мосты

Пешеходный вантовый мост на улице Доватора является единственной подвесной переправой в Липецке. Он же - и самый узкий: ширина пешеходной части составляет всего три метра. Был открыт в 1996 году специально к 300-летию Российского флота, о чём свидетельствует соответствующая табличка.

К сожалению, в последние годы мост приобрёл дурную славу. Он сильно зарос близ растущими деревьями, плюс к тому же обе его стороны - "молодожёнки" на Доватора и "хрущёвки" на Звёздной имеют статус неблагополучных мест города. Так что в тёмное время суток здесь часто происходят грабежи граждан, порой и с применением оружия.

В 2004 году возрождавшийся в то время парк Победы украсил подвесной мостик, соединивший зону отдыха с Юго-Западным жилым районом. Этот мост считается самым молодым в Липецке

Также действуют два пешеходных моста через железнодорожные пути. Один из них известен, пожалуй, всем липчанам, и находится возле здания железнодорожного вокзала.

Другой, менее известный, расположен в районе Карьера и школы № 8. Правда, из-за его громоздкости и абсолютной невозможности подняться на него на колеске - детской или инвалидной, мост практически не эксплуатируется горожанами, предпочитающими пересекать железнодорожные пути непосредственно через рельсы.

Утраченное

В Нижнем парке существуют несколько мостов, которые построены уже в послереволюционное время. К сожалению, не дожил до наших дней так называемый Кожинов мост. Он был возведён купцом Михаилом Кожиным в 1872 году. Это каменное сооружение украшали ажурные чугунные перила, а также цветочные вазы.

Городской Центральный пляж более 20-ти лет был соединён с Зелёным островом знаменитым среди нескольких поколений липчан понтонным мостом. Средний его пролет был на 1,5 метра повыше остальных, чтобы под ним мог проплыть катер. Мост наводился исключительно летом, "перезимовывая" на берегу у пляжа. Однако весной 2007 года липецкие власти решили мост больше не устанавливать. Его конструкции не понравились специалистам МЧС, в том числе крепления, сами понтоны и якоря. Строить новый мост пока не планируется. Основные причины: Зелёный остров неблагоустроен, и в случае несчастного случая отвечать будет липецкая мэрия.

Симпатичный арочный мост над Липовкой просуществовал около десяти лет и был популярен среди молодожёнов благодаря укрепившейся традиции, когда жених переносит по мосту свою невесту. Этот мостик долгое время был самым коротким и узким в городе. Демонтирован в середине "нулевых" при строительстве пивного ресторана "Мерцен".

Фото с сайта rusmap.net

Неудавшееся

Через пять лет после открытия второго мостового перехода был разработан проект третьего моста через реку Воронеж. По своей конструкции он должен был стать уникальным и пересекать реку не перпендикулярно, а под углом. От района нынешнего Петровского рынка по диагонали - к кольцевой развязке на улице Лесная на Новолипецке. Это бы разгрузило два других моста и напрямую связало бы центр Липецка с промзоной НЛМК.

На тот момент названий мосты не имели. И третий мост планировали назвать Новолипецким, нынешний Октябрьский - Тракторозаводским, а Петровский – Грязинским, имея в виду выезд с него на Грязинское шоссе.

Но этот проект не был реализован. Деньги из госбюджета так и не выделили, хотя обещали.

- Секретарь ЦК КПСС Владимир Долгих был депутатом Верховного Совета РСФСР от Липецкой области. Он взялся решить вопрос финансирования строительства в Липецке третьего моста, но обещание свое не выполнил, - вспоминал экс-мэр Липецка Михаил Гулевский, работавший в начале 80-х в руководстве НЛМК.

В данный момент идея возведения третьего моста через реку Воронеж в черте города. Пока что только на стадии разработки проекта. На этот раз дорога к мосту на Правобережье должна будет идти со стороны улицы Водопьянова.

Главное - чтобы этот проект продвинулся дальше одной только идеи, так как перед глазами уже есть один неудачный пример. Ещё около десяти лет назад городские власти всерьёз намеревались построить транспортный виадук с путепроводом возле теперь уже бывшего кольца Трубного завода. Однако мост...то есть, воз - и ныне там.

Редакция портала "ЛипецкМедиа" выражает благодарность администрации сообщества "Вконтакте" "Старый Липецк" за предоставленные архивные фото

Комментарии 2

Сергей Август 27, 2016 00:41
Что касается дублёра Петровского моста, то изначально он предполагался чисто трамвайным (поэтому и уже уже существовавшего). Даже начали рельсы укладывать. Кроме того, по мосту проходят трубопроводы.
Ответить
Липчанин Июль 29, 2016 12:27
Есть еще один вантовый пешеходный мостик — перед Сокольским пляжем, где лодочная станция.
Ответить

Добавить

Новости по теме