Городская среда

«Праздников праздник». Как отмечать православную Пасху


Апрель 29, 2016 09:00 0

Православные христиане по всей России готовятся отпраздновать свой главный праздник - Пасху Христову, 1 мая, а проект «Городская среда» попробует ответить на наиболее интересующие общество вопросы, касающиеся этого светлого праздника.

Происхождение и смысл праздника Пасхи

Ветхозаветная Пасха (слово «Пасха» - с греческого языка переводится как «прохождение мимо»), которую Иисус Христос отмечал со своими учениками, была величайшим праздником для Ветхозаветной церкви. Вспоминалось избавление израильского народа во время египетского плена, сопровождавшееся чудесным перехождением Красного моря. Этот сюжет известен как из Библии, так и из произведений мировой культуры, когда воды Красного моря разошлись и пропустили убегавших от фараона иудеев, выводимых пророком Моисеем из Египта, и сомкнулись над преследовавшими их врагами.

Эта Пасха была, как говорится на языке христианского богословия, прообразовательной. Она указывало на то, что произойдет время, когда этот переход будет касаться не физического избавления и не одного только народа, но всего человеческого рода. Ведь начиная с первого человека – Адама и его первородного греха непослушания Богу, люди множества поколений не попадали в рай, какую бы праведную жизнь они ни вели. И это избавление было принесено Христом в дни его страданий крестных и последующего Воскресения из мёртвых, когда он, сойдя в ад и выведя оттуда души всех, уверовавших в него, совершил чудо примирения человеческого рода с Богом. Это стала та новая Пасха, которая переводит людей из состояния духовной смерти в состояние возможности быть причастниками жизни вечной. Так что у христиан название праздника приобрело иное толкование — «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Церковь учит, что Воскресение Христа ниспровергает смерть и доказывает, что всем людям действительно дарована жизнь вечная, что на самом деле существует бессмертная жизнь за гробом, после нашей смерти.

День празднования Пасхи

По сложившейся церковной традиции  христианская Пасха является переходящим праздником, и должна отмечаться в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Установление это сохраняет силу до настоящего дня. Святыми отцами при этом было строго определено совершать этот главный христианский праздник только после еврейской Пасхи. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Следовательно, Пасха не может быть ранее дня равноденствия, т.е. 21 марта (4 апреля по новому стилю) и не позже 25 апреля (8 мая по новому стилю).

Что предшествует празднику Пасхи?

Предшествует Пасхе Великий пост – самый длинный и строгий из всех православных постов. Длится он семь недель, и кульминацией его является заключительная, Страстная неделя. На Страстной неделе самые важные богослужения совершаются в четверг, пятницу и субботу. В Великий Четверг - воспоминание Тайной Вечери, когда была совершена первая Евхаристия и апостолы в первый причастились Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. В этот день утром служится Божественная Литургия и все христиане стараются причаститься.

Утром в Великую Пятницу совершаются так называемые Царские часы, на которых также читаются отрывки из Евангелия о Распятии Христа. После полудня в пятницу совершается краткое богослужение, в конце которой на середину храма выносится Плащаница - большое полотно с изображением положения тела Иисуса Христа во гроб. Вечером в Великую Пятницу (обычно) совершается ещё одно богослужение, венцом которого является крестный ход с обнесением Плащаницы вокруг храма.

Значение дня Великой Субботы и богослужений этого дня огромно для православных христиан. В этот день, по учению Церкви, Христос Своей душой и Божеством сошел во ад и разрушил его, выведя оттуда души всех уверовавших в Него. В песнопениях утреннем богослужении Великой Субботы уже появляются предпасхальные тексты и мотивы, а облачения в храме по ходу этой Литургии заменяются с темных на светлые.

Когда появилась традиция освящать яйца, куличи и пасхи?

Традиция освящать куличи, яйца и творожные пасхи в нашей стране появилась много веков назад. Она связана с благодарением Бога за его щедрые благодеяния и милость к роду человеческому. Кстати, по форме куличи и пасхи похожи на гору Голгофу, на которой был распят Иисус Христос, тем самым, как утверждается в православной вере, совершив спасение мира от греха.

Если в былые годы многие наши соотечественники ели куличи, заботливо приготовленные их бабушками и мамами, то теперь их можно спокойно, в готовом виде, купить в магазине. В липецкие магазины традиционно каждый год поступают в продажу несколько тысяч куличей.  

Кстати, среди наших сограждан бытует одно заблуждение: некоторые, прочитав на купленном в магазине куличе «Освящено производством» заблуждаются, считая, что в храме освящать пасхальную выпечку уже не нужно. Однако дело в том, что перед выпечкой куличей освящается лишь оборудование предприятия, но никак не сами куличи. 

А вот яйцо в мировоззрении древних народов еще задолго до Рождества Христова символизировало Вселенную.  В христианстве яйцо приобрело новое значение. Красное яйцо - символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождения рода человеческого, также это и цвет пролитой на кресте крови Христовой, которой искуплены грехи мира.

Традиция же красить яйца дошла до наших дней с древних времен. И связано это с именем святой равноапостольной Марии Магдалины, которая осталась на Голгофской горе у Креста, когда распяли Христа. После Вознесения Христа на небо Мария Магдалина проповедовала в Риме. Она пришла во дворец к императору Тиверию и рассказала о Господе Иисусе Христе, его учении и о его Воскресении. Император усомнился в чуде воскресения.  Тогда Мария Магдалина взяла лежавшее на столе вареное яйцо, и, подавая императору, сказала: "Христос воскрес"! При этих словах белое яйцо стало в руках императора ярко красным. Поэтому мы и красим яйца, в знак того, что мы верим, что Христос воскрес.

Что такое Благодатный огонь?

Подавляющее большинство наших соотечественников узнало о схождении Благодатного огня на Гроб Господень в Иерусалиме только с начала 90-х годов прошлого века. Хотя первые письменные свидетельства очевидцев о появлении Святого Света во Гробе относятся ещё к девятому веку. Чудо происходит каждый год в Великую Субботу перед самой Пасхой. Считается, что с огнём приходит благословение Божье на дальнейшее существование человечества. Благодатный огонь, или Святой Свет выносят из Храма Гроба Господня на особом богослужении. Вынос Святого Света символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Иисуса Христа. Православные верят, что Благодатный огонь появляется сверхъестественным образом. Прихожане, традиционно приезжающие сюда из разных концов Земли, в переполненном храме умывают им лицо (первое время огонь обладает удивительным свойством - он не обжигает) и поздравляют друг друга с наступающей Пасхой.

Отправляется Благодатный огонь и в Россию. Вот уже на протяжении нескольких лет лампаду с огнём отправляют из Израиля специальным авиарейсом в московский аэропорт «Внуково». А уже оттуда священное пламя разлетается и развозится в самые разные уголки нашей необъятной страны.   В итоге, в пасхальную ночь священное пламя освящает дома многих горожан и жителей сёл, которые приезжают в собор ради того, чтобы получить его частичку.

Что представляет из себя пасхальное богослужение?

Богослужение длится обычно 3 - 3,5 часа. Начинается оно в начале двенадцатого ночи полунощницей –  службой, на которой поется канон Великой субботы. Сразу после Полунощницы, уже непосредственно перед наступлением 12 часов ночи, под торжественный колокольный благовест начинается Пасхальный Крестный ход вокруг храма.

Затем Крестный ход останавливается у центральных (западных) ворот храма, священник впервые произносит: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Далее начинается Пасхальная заутреня – с пением пасхального канона. В это время священники с крестом и кадилом обходят всю церковь и радостно приветствуют всех со словами «Христос воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину воскресе!».

Во время литернии, пасхальный отрывок из Евангелия от Иоанна зачастую читают на нескольких языках – помимо церковнославянского, это обычно русский, греческий, латынь и английский. Это делается в честь того, что весть о Воскресении Христовом достигла всех народов мира и возвещена на всех языках и диалектах.

В конце службы освящается артос – пасхальный хлеб.В течение всей Пасхальной недели он занимает в храме самое видное место - перед центральными (Царскими) воротами в алтарь. В субботу Светлой недели читается молитва на раздробление артоса, после чего его раздробляют и в конце литургии раздают народу.

Нужно ли ходить в пасхальные дни на кладбища и посещать могилы своих родных и близких?

Забитые людьми кладбища в день Пасхи – привычная картина, начиная с советских времён. Традиция посещать кладбища на Пасху появилась только в советское время, когда православные храмы, в большинстве своём, были закрыты. До революции 1917 года люди шли разделить пасхальную радость со своими усопшими родственниками в специально установленный Церковью день – Радоницу, отмечаемую на девятый день после Пасхи (в 2016 году – 10 мая). А ведь до Радоницы, начиная с самой Пасхи, помин умерших на богослужениях не совершается.  А в советское время православным приходилось идти на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю, что со временем превратилось в традицию.

Пасхальное посещение могил дало для традиции время и форму, но не дало содержания. Воспитанные вне религии люди не знали и не знают, что на кладбищах делать (имеется в виду суть, а не уборка или прополка могилы). Многие не понимают смерти, видят в ней пустоту и бессмыслицу, отчаиваются, не знают и не чувствуют, как можно повлиять на нее. Поэтому естественным выходом является появление нового обряда, дающего успокоение и некоторое умиротворение: «я сделал всё как все». Этот новый обряд — остаток религиозного обряда, в основе которого лежала молитва и воспоминания об умершем. Остались поминки добрым словом и трапеза с спиртным, куличом и крашенными яйцами.

Впрочем, многие священнослужители высказывают мнение, что пусть сложившаяся традиция с точки зрения церковной ущербна, если лишена главного — молитвы, но очень дорого и важно, что, несмотря на все трудности, умершие предки не остаются в забвении. Эта деятельная память об умерших дорогого стоит.

Можно ли на Пасху всем желающим звонить в колокола?

Да, можно. Причём традиция колокольного звона появилась еще в Раннее Средневековье, а Устав церковный, сформированный еще в VI-VIII веках,  предписывает пасхальным перезвоном на Светлой неделе свидетельствовать и земле, и небу, что Христос Воскрес. На Руси на Пасху по всей Руси звонили колокола, у писателя Ивана Шмелева в «Лете Господне» описывается, как «вся матушка Москва превращалась в колокольный симфонический оркестр или орган».

Так что, традиция звонить на Пасху и последующую – Светлую, неделю, в церковные колокола всем желающим среди православных считается проявлением радости Воскресения Христова, которая была возвещена всем ликующим людям. И в этот день Русской православной церковью благословляются все желающие бить в колокола, тем самым неся благую весть о воскресении Иисуса Христа.

Добавим, что православная Пасха всегда празднуется 40 дней – вплоть до праздника Вознесения Господня (в этом году – 9 июня), когда по Евангельскому преданию Христос вознёсся с земли на небо. И всё это время православные верующие приветствуют друг друга радостным возгласом: «Христос Воскресе! - Воистину Воскресе!».

Комментарии 0

Добавить

Новости по теме