Спорт

Наталья Рощупкина: "Шестое место на Олимпиаде - это моя печаль на всю жизнь"

Знаменитая семиборка - о вехах собственной карьеры, а также о тонкостях работы тренером

Апрель 17, 2016 11:53 0

Известная липецкая легкоатлетка, прославившаяся в семиборье Наталья Рощупкина, восемь лет назад ушла из большого спорта на тренерскую работу. И сегодня она – одна из самых успешных молодых тренеров-преподавателей лёгкой атлетики в Липецке.

Всего через три года работы Наталья была признана лучшим тренером начальной подготовки и вошла в топ-10 передовых спортивных наставников региона. Через год, в 2012-м, она вновь удостоилась этого звания.

Место работы чемпионки – липецкая специализированная спортшкола олимпийского резерва № 5. Она расположилась в легкоатлетическом манеже – Дворце спорта «Молодёжный». Тренировочный процесс у Рощупкиной начинается с рабочих организационных моментов. Кто не заполнил анкеты? Не прошёл обследование у врача? Не принёс справку? И только потом спортсменам можно выйти на беговую дорожку. Первое задание всегда стандартное: медленный бег 12 минут. При этом каждый ребёнок считает пройденные круги (длина дорожки манежа – 200 метров).

– Это упражнение – одна из наиболее известных разновидностей теста Кеннета Купера. Пройденное за двенадцать минут расстояние фиксируется, и на основе полученных данных мы делаем выводы о спортивной и общей физической форме ребёнка, – рассказывает Наталья Рощупкина. – Это не единственный тест. У Купера их более тридцати. Но двенадцатиминутный медленный бег – самый распространённый и широко применяемый в лёгкой атлетике. К тому же этот тест соответствует принципу постепенности.

– Наталья, а вообще каких принципов должен придерживаться детский тренер?

– В тренировочном процессе соединены основы общей педагогики, физического воспитания и спортивной тренировки. Вообще, положений разработано очень много. Нам в помощь – различные брошюры и книги, которые выпускает Международная федерация лёгкой атлетики, там множество примеров грамотного построения тренировки для детей разного возраста. Главное, занятия должны быть разнообразными, интересными и учитывать принципы всесторонности, постепенности, повторности и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

– Когда сами были ребёнком и только начали тренироваться, вам было интересно?

– Я пришла в лёгкую атлетику в третьем классе. Произошло это, можно сказать, случайно. До этого занималась плаванием, ходила в школьные спортивные секции, на лыжах бегала. И вот к нам в двенадцатую гимназию приходит группа молодых преподавателей факультета физической культуры и спорта ЛГПУ. Для своей научной работы они тестировали детей разных возрастов на наличие способностей к тому или иному виду спорта. Выявляли скоростные качества, координацию, выносливость и другие показатели. Бег на десять метров, прыжки в длину с места, метание мяча – я успешно прошла эти испытания, и мне посоветовали пойти в лёгкую атлетику. Из всей гимназии выбрали человек сорок. Через несколько лет от этой группы осталось только двое – один мальчик и я. Примерно полгода я не испытывала никакого желания тренироваться. Приходишь из школы, хочется поесть, отдохнуть, во дворе погулять, а тут – надо организоваться, собраться. И я частенько филонила. За мной даже подружка заходила по поручению тренера Марины Владимировны Яровенко: собирайся, пойдём! А однажды Марина Владимировна сама пришла в наш двор. Я увидела её и – дёру дала. Конечно, она меня заметила. И когда мы встретились, мне стало очень стыдно. С того момента я без уважительной причины тренировки не пропускала. Они на самом деле были очень интересными – разнообразными, живыми. Мы занимались с большим удовольствием. И даже оставались, чтобы ещё и поиграть (у нас же не было гаджетов, Интернета). Тренеры домой прогоняли: идите делайте уроки!

– И уже тогда вы мечтали о профессиональном спорте?

– Сначала об этом не думала. Осознание, наверное, пришло позже, когда стала заниматься у Лидии Андреевны Филатовой и Бориса Алексеевича Клюжева. Они – заслуженные тренеры страны. Общение с ними всегда воодушевляло. У меня остался ежедневник, куда записывала тренировочные моменты – что надо делать, что не надо, свои ошибки и так далее (сейчас использую его в работе). Лидия Андреевна в процессе занятий поняла, что лучшая дисциплина для меня – многоборье. Уже через год тренировок, в 1993-м, я впервые выступила на всероссийском юношеском первенстве и завоевала «золото».

Помню, Лидия Андреевна сказала: "будешь серьёзно тренироваться, станешь мастером спорта". Эти слова на меня сильно повлияли (я даже вспоминала их, когда готовилась к Олимпиаде в 2000 году). В 1999 году состоялся мой дебют на чемпионате мира в Севилье. И я показала лучший результат среди россиянок, став десятой. А когда получила путёвку на Олимпийские игры в Сиднее, Лидия Андреевна сказала: «Наташа, ты даже не представляешь, что ты сделала!»

– Шестое место для таких стартов – результат солидный. А был шанс выиграть медаль?

– Конечно. Я была готова и после выступления в первых дисциплинах шла второй. Но постигла неудача в прыжках в длину. Сделала два заступа, оставалась третья попытка - а у меня уже в голове всё перемешалось, и не смогла справиться с волнением – показала средний результат. И скатилась на шестое место… Прошло шестнадцать лет, а я до сих пор размышляю, что всё могло быть по-другому. Эта печаль – на всю жизнь.

Реабилитироваться удалось на Играх доброй воли в 2001 году в австралийском Брисбене - это были последние подобные старты в истории мирового спорта. Я завоевала «золото» в беге на восемьсот метров. Причём это не самая любимая моя дисциплина.

– Наталья, а вы своим воспитанникам говорите, как Лидия Андреевна, что они могут стать мастерами спорта?

– Да, но не все дети эти слова воспринимают серьёзно. Я стараюсь ребят воодушевить будущими победами, разрядами, званиями.

– Вообще сложно работать с детьми?

– С одной стороны, да, но с другой – очень интересно. Тяжело было первый год. Нужно набрать детей, организовать их. Наконец группа собралась. Первая пробная тренировка – всем интересно. Потом я говорю: ребята, на следующее занятие вы должны принести справку от врача. И тут началось: забыл, не успел. И даже родители поначалу возмущались: мой ребёнок здоров. Не все понимают ответственности, которую несут тренер, спортивная школа за воспитанника. Нашла нужные слова, приспособилась, и на второй год уже более строго подходила к этому вопросу, решала его сразу, на первых занятиях.

Спортсменом быть, конечно, легче, чем тренером. С тобой работают, подсказывают, объясняют, регламентируют тренировочный процесс. Тебе нужно только выкладываться по полной. У наставника другая задача – постараться понять каждого ребёнка. Бывает и тяжело, и грустно. Хочется видеть результат, победы ребят – не только на соревнованиях, прежде всего – над собой… Приходит новичок – высокий, стройный, но ничего не умеет. И ты замечаешь, как он крепнет, как развивается его талант. И получаешь удовлетворение от своей работы. А бывает, приметил талантливого ребёнка в школе, а он не хочет заниматься – другие интересы. И никакие уговоры не помогают. Многих способных детей мы «теряем» – они бросают спорт. Вот тогда становится грустно. Часто им просто неинтересно, потому что всё даётся легко, а цели нет. Задача тренера – настроить такого ребёнка на многолетние тренировки, убедить, что только целенаправленная работа приведёт к высоким наградам на самых высоких стартах. Действовать пытаемся через родителей, и они помогают, сами приводят ребёнка, присутствуют на тренировках, увлекаются процессом. Кто-то из ребят возвращается через год-два. Но бывает уже поздно. Особенно это касается девочек, потому что они быстрее развиваются.

– Чем же всё-таки завлечь ребёнка в спорт? На что он больше откликается – на нужные слова, пример наставника и его авторитет или успехи спорт­сменов-сверстников?

– Я думаю, главную роль играет дружный коллектив. Я наблюдаю за детьми – они обсуждают свои успехи и неудачи, соревнуются -  ведь у детей от природы заложенный соревновательный азарт ещё не погас, стремятся к совершенствованию, каждый хочет пробежать быстрее и прыгнуть дальше, чем другие. К сожалению, сейчас не так много проводится соревнований. А хочется, чтобы юные легкоатлеты могли чаще выезжать в другие города, участвовать в разных стартах – испытывать себя на прочность, физическую и психологическую выносливость. Соревнования играют решающую роль в отборе перспективных ребят.

– …И воспитании из них чемпионов?

– Об этом мечтает каждый тренер. Цель – найти способного ученика, вложить в него все свои силы, знания и получить высшую награду за труд – победы воспитанника на мировой арене. Но в спорте есть статистика. У нас около семисот шестидесяти ребят – для спортшколы этого достаточно. Но недостаточно для того, чтобы «получить» чемпионов. В России на двенадцать тысяч человек, профессионально занимающихся лёгкой атлетикой, приходится одна олимпийская медаль. То есть, представляете, сколько лет нам нужно поработать, чтобы зажглась звезда будущих Олимпиад.

– А вам за восемь лет удалось зажечь пусть не олимпийскую, но звёздочку?

– Из первого набора у меня осталось несколько человек, которые бегают на уровне первого разряда, и две очень способные и перспективные девочки – Валерия Кучина и Инга Бударина. Учатся в семидесятой школе. Валерия в этом году установила рекорд российской лёгкой атлетики в метании копья среди девушек. Инга – победитель первенства России 2014 года в метании копья. Обе - кандидаты в мастера спорта. Восемь лет тренерской работы – это ещё очень мало, чтобы подводить какие-то итоги. Если учесть, что начала работать уже в 30 лет, до этого сама выступала. А большинство тренеров приходят в школу сразу после вуза – в двадцать два-двадцать три года. Но, с другой стороны, у меня есть навыки практически во всех видах лёгкой атлетики и богатый спортивный опыт. Он мне помогает. Мы пробуем, смотрим, что лучше получается – бег, прыжки или метание. Очень сложно найти прыгунов (как в длину, так и в высоту). За восемь лет я так и не нашла ни одного ребёнка, способного проявить себя в многоборье.

– Значит, всё только начинается, и вы как тренер обязательно достигнете своей главной цели.

– Надеюсь, что так и будет… Но я всегда горжусь своими воспитанниками. Не только за их спортивные достижения. Когда у ребёнка что-то не получается, говорю: пусть тебе не удастся добиться высоких результатов в спорте, но мы гордимся тобой, потому что ты научился самому главному – пре­одолевать себя, стремиться к победам. Я считаю, любой педагог – в любой области – должен не просто научить ребёнка чему-то, а воспитать настоящего человека.

Справка: Наталья Викторовна Рощупкина. Заслуженный мастер спорта. Многократная победительница и призёр чемпионатов и первенств России. Чемпионка Европы среди молодёжи (1999 год), победитель (2000 год) и серебряный призёр (1998 год) Кубка Европы, серебряный призёр Кубка мира (2001 год), победитель Игр доброй воли (2001 год). На XXVII Олимпиаде в Сиднее (2000 год) заняла шестое место. В сборной команде России – с 1995 по 2009 год. С 2010-го – тренер-преподаватель МОУ ДО «Спортивная школа олимпийского резерва № 5». Наталья Рощупкина – судья международной категории по лёгкой атлетике, почётный гражданин города Липецка, член Общественной палаты региона. В 2016 году вошла в состав президиума Всероссийской федерации лёгкой атлетики.

Ольга Глушкова, "Липецкая газета: Итоги недели"

Комментарии 0

Новости по теме Новости MediaMetrics