Городская среда

Липецкие "Лужники" и "олимпийская деревня": каким бы мог быть Липецк

В социальном проекте «Городская среда» LipetskMedia расскажет о том, что многие нынешние амбициозные строительные проекты были задуманы в Липецке почти полвека назад

4

В Липецке скоро построят многофункциональный комплекс спортивных сооружений! В областном центре возведут концертный зал на 1,5 тысячи зрителей! Третьему мосту через реку Воронеж быть! Надземное метро соединит город-спутник с НЛМК! Об этом довольно часто пишут местные СМИ. Но новизны в громадье градостроительных планов нет. Потому что не просто идеи, а воплощенные в чертежах проекты подобных объектов пылятся в архивах ещё с начала 70-х годов прошлого века. И речь идёт совсем  не о «Катящихся камнях», театре на острове у Центрального пляжа,  мосте в створе улицы Водопьянова и воздушном метро. А о проектах подобных, и даже более масштабных.

Немного истории

Наш регион появился на карте в 1954 году, и тогда в Липецке проживало менее 120 тысяч человек. Но Новолипецкий комбинат, тракторный, трубный и станкостроительный заводы, «Центролит» и завод пусковых двигателей бурно развивались. И со всех деревень в город потянулся рабочий люд. За 15 лет население более чем удвоилось, вплотную приблизившись к 300 тысячам жителей. И в начале 70-х Липецк начали называть индустриальным центром России. Но, кроме заводских труб и промзон в городе не было практически ничего, что сегодня именуют социальной инфраструктурой. Вот тогда и появилась идея сделать Липецк не только промышленной столицей Черноземья, но и спортивной, а заодно и культурной. В общем, «жемчужиной».

«Олимпийская деревня»

С XVIII века между Нижним парком и Ниженкой существовал рукотворный Петровский пруд с акваторией в 70 гектаров. Его вырыли для обеспечения водой железоделательных заводов. Но чугунолитейное производство в центре города свернули, и при большевиках пруд начал зарастать камышом. Превратилась в болото и река в районе Петровского моста. В конце 60-х русло Воронежа начали чистить. И не придумали ничего более умного, как засыпать Петровский пруд, похоронив под грудами речного песка знаменитую целебную грязь Липецкого курорта.

Сразу же возник вопрос об использовании территории бывшего водоема. Липецким градоначальником был тогда весьма креативный Николай Яхонтов, предложивший на месте пруда построить «олимпийскую деревню». Идею поддержал директор НЛМК Серафим Колпаков, оплативший разработку проекта нового стадиона «Металлург». И никакого-нибудь, а самого огромного в Черноземье аж на 50 тысяч зрителей и чем-то Москву напоминающего. Чтобы из сквера улицы Ленина открывалась панорама с видом на стадион, как с Воробьёвых гор на Лужники.

И закипела работа. Сложность заключалась в том, что на болотистой местности возводить что-либо затруднительно. Но на НЛМК трудностей не испугались. Построил же Пётр I северную столицу на невских болотах, а новолипецкие металлурги ничем не хуже. До сих пор за Нижним парком валяются завезенные почти полвека назад, но так и не вбитые в зыбкую землю сваи.

К стадиону – по канатной дороге

Стадион хотели построить к концу 70-х. а потом в «олимпийской деревне» НЛМК совместно с тракторным и другими заводами пожелали возвести 50-метровый бассейн и несколько крытых спортзалов. Ну а на теннисные корты, спортплощадки, велодорожки, лыжные горки и канатную дорогу из Верхнего парка должны были скинуться строительные тресты Липецка. Городская власть брала на себя создание парковой зоны и строительство шоссе к стадиону. И его начали прокладывать. Дорога начиналась у Петровского моста, бетоннированная насыпь шла вдоль реки в сторону Ниженки и должна была заканчиваться на улице Студёновской за пединститутом. Но заасфальтировали её только до Центрального пляжа.

Да и весь проект «олимпийской деревни» похоронили. И причиной тому стал фельетон липецкого журналиста Николая Переведенцева в газете «Правда».

Футбольный скандал

В 1973 году липецкий ФК «Металлург» занял пятое место в первой лиге чемпионата СССР. Амбиции у руководства НЛМК, города и региона зашкаливали и перед клубом поставили задачу выйти в «вышку» советского футбола. Чтобы на новом стадионе играть с киевским, московским и тбилисским «Динамо», столичными ЦСКА и «Спартаком», ереванским «Араратом» и прочими «Нефтчи» с «Пахтакорами». В 1974-м первый круг «Металлург» уверенно шел к цели, держась в лидерах. Но тут «выстрелила» газета «Правда».

Суть фельетона сводилась к тому, что все игроки «Металлурга» - «подснежники». Числились они рабочими на НЛМК по нескольким трудовым книжкам и имели не только огромные по тем временам деньги, но и квартиры с машинами вне очереди получали. После публикации разразился скандал, и должности лишился третий секретарь обкома КПСС. А сам «Металлург» с треском вылетел из первой лиги и прекратил своё существование. В сезоне-1975 уже переименованная в «Новолипецк» команда барахталась на дне турнирной таблицы третьей зоны второй лиги. О «вышке» пришлось забыть раз и навсегда.

А бассейна как не было, так и нет

Учитывая скандальность ситуации, новый стадион на 50 тысяч зрителей оказался ни НЛМК, ни Липецку не нужным. И его проект отправили в архив. Тут же забыли и про идею возведения на месте Петровского пруда спортзалов и бассейна. Тем не менее, свои социальные обязательства перед городом металлурги и тракторостроители всё-таки выполнили. Новый директор НЛМК Иван Франценюк возвёл в Липецке ледовый дворец «Звездный» и легкоатлетический манеж «Юбилейный». А руководство ЛТЗ долгое время финансировало хоккейную команду «Трактор», спорткомплекс «Пламя» и весь липецкий велоспорт. Даже велотрек построили, который давно позабыт-позаброшен.

А вот большого бассейна в городе, как не было, так и нет. Хотя в Быхановом саду к зданию «Спартака» пристроили 50-метровую ванну на восемь плавательных дорожек, но воду в неё так и не залили.

Второй ДК НЛМК

Сейчас уже мало кто помнит, что в Липецке должно быть два ДК НЛМК. И тот, что на замок сегодня закрыт, и новый – самый большой из всех Дворцов культуры Черноземья. Его возведение задумали в конце 70-х на правой стороне спуска по улице Неделина.

Согласно проекту, здание призвано было стать местным архитектурным шедевром в виде нескольких масштабных строений, поднимающихся каскадом одно над другим. Кроме многочисленных репетиционных, костюмерных и гримёрок, в ДК должно было быть три зрительных зала с самым большим на 1.5 тысячи мест. То есть речь шла о главной концертной площадке Липецка и всего региона. И не только концертной. Там планировали проводить областные и городские партийные, комсомольские и профсоюзные конференции. Это, собственно, и дало толчок грандиозной задумке. Но до реализации проекта дело не дошло. При его согласовании в министерских кабинетах что-то не срослось и стройку отложили на середину 80-х. А там грянула горбачёвская перестройка. Людям есть стало нечего, и никому уже не было дел до КПСС с её партхозактивами и, тем более, до культуры.

Правда, была попытка возвести большой концертный зал на Городище. Даже фундамент заложили. Но СССР рухнул, и денег на кирпичи уже не хватило. Выделенная площадка не застраивается до сих пор и, быть-может, когда-нибудь объект культуры на ней всё-таки возведут.

Диагональный мост

Идея строительства третьего моста через Воронеж также не нова. И относится она опять-таки ко времени правления председателя Липецкого горисполкома Николая Яхонтова. В середине 70-х липчане начали активно покупать «Жигули». Да и количество грузового транспорта с момента образования областного центра более чем удвоилось. И уже тогда градоначальнику было ясно, что на существующих двух мостах в перспективе в час пик будут заторы.

Разработали проект третьего моста. По своей конструкции он должен был стать уникальным. Не перпендикулярно реку пересекать, а под углом. От района нынешнего Петровского рынка по диагонали - к кольцевой развязке на улице Лесная на Новолипецке. Это бы разгрузило два других моста и напрямую связало бы центр Липецка с промзоной НЛМК.

Кстати, названий мосты тогда не имели. И третий мост планировали назвать Новолипецким, нынешний Октябрьский - Тракторозаводским, а Петровский – Грязинским, имея в виду выезд с него на Грязинсое шоссе.

Но и этот проект не был реализован. Деньги из госбюджета так и не выделили, хотя обещали.

- Секретарь ЦК КПСС Владимир Долгих был депутатом Верховного Совета РСФСР от Липецкой области. Он взялся решить вопрос финансирования строительства в Липецке третьего моста, но обещание свое не выполнил, - вспоминает экс-мэр Липецка Михаил Гулевский, работавший в начале 80-х в руководстве НЛМК.

Липецкое метро

Сегодня только и разговоры в Липецке, что о скором вбивании первой сваи в основание монорельсовой дороги воздушного метро. А ведь этому проекту уже полвека. В середине 60-х был разработан генплан города. Планировалось, что Липецк станет застраиваться совсем в ином направлении. Вдали от труб НЛМК в районе Желтых Песков местные власти хотели возвести город-спутник и соединить его с промышленной зоной веткой надземного метро. Французское слово «метро» тогда не звучало. Архитекторы называли проект на американский лад «сабвеем», но в официальных документах он именовался скоростным трамваем, как и сейчас.

Рельсы сабвея должны были пролечь из поселка Тракторостроителей по территориям ЛТЗ и НЛМК прямиком в город-спутник Жёлтые Пески. Но и этот проект канул в Лету.

В октябре 1966 года Липецк посетил председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин. Этот визит в корне изменил градостроительную политику областного центра. Прибывшие вместе с Косыгиным специалисты Госплана посчитали, что тянуть инженерные коммуникации и рельсы в Жёлтые Пески слишком сложно и дорого. И порекомендовали развивать город в юго-западном направлении, где теперь и раскинулись современные жилые массивы.  

Но идея города-спутника не забыта. Теперь его хотят построить совсем на другой окраине Липецка и называть Романово. И, как и полвека назад, планируется соединить город-спутник с НЛМК надземным метро. Да и «олимпийская деревня» там тоже появится. Не только со стадионом, бассейном и ледовой ареной, но и с конно-спортивной школой и даже с гольф-клубом.

История повторяется…

Виктор КАМСКИЙ

Комментарии 4

Сергей Март 17, 2016 13:11
Есть что еще добавить. Несколько лет назад я даже записал свои воспоминания по неосуществленным проектам, пока нигде не опубликовал. А что за мост от Липовской до Неделина? Не представляю как он мог бы проходить.
Ответить
Гаврик Март 17, 2016 07:57
А в Желтых песках хотят открыть городское кладбище за 140 миллионов руб, чувствуешь разницу мышления. Почему не сказал про мост через Каменный лог от ул Липовской до ул Неделина
Ответить
Сергей Март 16, 2016 16:07
Статья неплохая, но я бы внес некоторые уточнения. Недостроенная дорога через Нижний парк была в планах строительства еще в 1960-х годах, у меня была книжка с планами строительства, кажется 1968 года, где эта дорога была уже нарисована. Да и строить ее начали еще, по-моему, задолго до планов строительства стадиона. Помимо стадиона была идея построить на месте пруда Дворец Пионеров. В плане его корпуса образовывали крест. Идею зарубили в том числе и по этой причине: крест просматривался бы с улицы Ленина. Другое место строительство Дворца пионеров — улица Неделина, там, где сейчас Октябрьский рынок. Дворец имел бы переменную этажность корпусов и был поход на космический корабль на старте. Здесь же двухуровневая авторазвязка. Дворец НЛМК, насколько я помню, хотели строить примерно в районе Октябрьской улицы (в статье неточность), до него пешеходная эспланада от площади К.Маркса.Про метро не слышал, писали про электрички в район Желтые Пески. Не уверен, что был проект подземки под заводами. Скорее, электропоезд вдоль заводов. Диагональный мост — возможно, был такой вариант. Всерьёз говорили, и даже долго висела схема в районе пл.Революции, где новый мост на Левом берегу начинался от ДК Строителей, на правом — проходил по улице Натуралистов, потом мостом через Каменный лог соединялся с улицей Циолковского (был также вариант выхода на новую улицу, параллельную Циолковского).
Ответить
Виктор Март 16, 2016 14:20
Липецк мог быть Венецией, если бы его создавали венецианцы на месте Венеции. Но и тогда бы пл. Ленина-Соборная называлась бы площадью дожей.
Ответить
Новости по теме Новости MediaMetrics