Персона

Жанна Хайрединова: «Ближайшая пятилетка – лучшее время для развития бизнеса»

Заместитель начальника регионального управления по развитию малого и среднего бизнеса рассказала LipetskMedia о кризисе в умах, иллюзиях молодых предпринимателей и желании быть полезной

Декабрь 05, 2014 09:40 3

Сегодня «В фокусе» Жанна Хайрединова – один из самых молодых руководителей в администрации Липецкой области. Пост заместителя начальника управления по развитию малого и среднего бизнеса полгода назад она заняла  в возрасте 27 лет. На госслужбе Жанна фактически продолжила заниматься той же темой, которая была главной в ее  общественной деятельности в качестве лидера и идейного вдохновителя  региональной молодежной  программы «Ты – предприниматель». «Мне это безумно интересно», - эту фразу она повторила несколько раз в течение нашей беседы. Мы говорили о том, стоит ли сейчас создавать бизнес и кто на это способен,  о жестких блондинках и собственной эффективности,  а также о возрасте, опыте и жизненных принципах.

-  Жанна, с чего начинаются карьеры, подобные вашей?

- Думаю, у каждого по-своему. Я живу в Липецке совсем недавно, мы переехали сюда из Красноярского края. Решение о переезде приняли родители, мне они предложили выбор – остаться в Красноярске, где я уже училась на первом курсе института, или же  поехать с ними.  Ближе родных людей нет никого, поэтому  я вместе с ними приехала в Липецк. Кстати, если говорить об идеалах - всегда пример брала с родителей - отсутствие страха в ответственных  моментах, преодоление любых возникающих преград и активная жизненная позиция очень сильно повлияли на меня.

Здесь, в Липецке у нас нет родственников или друзей,  фактически в чужом городе мы все начинали с нуля – родители, я и две младших сестренки. Мне снова пришлось идти на первый курс, уже  Липецкого техуниверситета. Там   я впервые и услышала о возможности поучаствовать в программе для начинающих предпринимателей, представить свой проект и даже получить на  открытие своего дела деньги. Было несколько обучающих этапов. Из 3000 участников мне удалось войти в семерку финалистов, которые защищали свои проекты в администрации области.

- Какой проект представили вы?

- Мясное табунное коневодство. Суть его в том, чтобы, скрещивая более дешевых обычных кобыл с хорошими племенными дорогостоящими жеребцами, примерно через семь поколений получить качественную мясно-молочную породу. Я очень верила в свой проект, меня поддерживал папа, с ним мы ездили в Данковский район, где уже заключили первый взрослый, серьезный договор о намерениях с главой одного из хозяйств. Присмотрели здание бывшего коровника, и готовы были, если проект профинансируют, сразу его запустить. Это сейчас я понимаю, что сельское хозяйство такого масштаба – не для девочки-студентки 1 курса. Денег мой проект не получил, зато меня пригласили в команду организаторов молодежной школы бизнеса. Каждый из нас курировал по одному региону, у меня, за 2 месяца их стало пять. Нужно было  в незнакомом городе без финансирования организовать проведение конференции, собрать не меньше тысячи участников и провести все те этапы отбора, обучения, которые я сама прошла здесь. Это было безумно интересно, немного страшно, но все получилось.

- К коневодству больше не возвращались?

- Я понимаю, это все-таки пока не моя тема. Но с развитием сельского  хозяйства моя нынешняя  работа отчасти тоже связана. Нужно  привлекать в предпринимательство молодых ребят из самых отдаленных сел области. До них необходимо  донести простую мысль, что вести бизнес можно здесь, на   родной земле, а не рваться в большие города, где комфортно они чувствовать себя все равно не будут. Такую задачу поставил Олег Королев, еще на встрече в  июле в коворкинг-центре «Бизнес-ковчег» с молодыми предпринимателями он говорил, что мы не дотягиваемся до ребят из глубинки. Они не знают, что такое субсидии, как открыть свой бизнес, какие-то юридические нюансы. Донести это доступным для них языком нам еще только предстоит.  Это интересная и сложная задача, но, уверена, справимся и с ней. Мы, действительно, пока упор делали только на молодежь  в городах или райцентрах. 

- Главное препятствие для молодых – это четкое убеждение, что войти сегодня в бизнес, создать свое дело очень сложно. Свободных ниш нет, рынок поделен, да еще и экономический кризис. Плюс, как минимум, необходим стартовый капитал, опять же связи – получить кредит или грантовую  поддержку от государства далеко не просто.

- Думать, что все куплено и распределено,  гораздо проще, чем встать и пойти что-то сделать. Есть определенный кризис в умах – когда молодые люди не просто не знают, как, но и не интересуются, и не хотят ничего знать.  Программа «Ты -предприниматель» открывает  в год до 15 тысяч молодых ребят,  50 из которых  успешно строят свой бизнес. Люди круто меняют свою жизнь, ты видишь, что у человека горят глаза, он занимается делом, которое ему нравится. Тем более сейчас,  я убеждена, складывается очень благоприятный деловой климат.  Сейчас самое  время действовать, несмотря на кризис  в экономике, которым пугают средства массовой информации. Идет колоссальная поддержка предпринимательства со стороны государства. Как показывает история, самые крутые бизнесы создавались  в кризисные времена. Сегодня, в условиях экономических санкций,  выиграют те, кто возьмется за производство, сельское хозяйство и кооперацию. Это очень тяжелый бизнес, особенно на этапе старта. Но он наиболее перспективный. Ближайшая пятилетка – лучшее время для развития бизнеса.

- Но есть же люди, у которых просто-напросто нет предпринимательской жилки. Или вы такой вариант не рассматриваете?

- Безусловно, далеко не каждый способен заниматься бизнесом.  В программе «Ты- предприниматель»  предусмотрена своего рода воронка, сито, через которое проходят  все ее участники. На первом этапе, этапе популяризации программы,  мы привлекаем всех желающих, проводим анкетирование, вносим в реестр участников. Дальше программа выстроена таким образом, чтобы человек мог сам определиться, может он заниматься бизнесом или нет. На этапе отбора с помощью психологического тестирования, защиты бизнес-идей мы распределяем участников по соответствующим обучающим программам.   Есть ребята, которые уже готовы отрабатывать собственную идею, есть те, кто даже не знает, может ли он продуцировать идеи, и интересно ли ему вообще заниматься бизнесом. В соответствии со своим уровнем участники и проходят третий этап программы «Ты – предприниматель» - этап обучения.  После него и становится понятно  - способен человек на ведение предпринимательской деятельности или нет. Кто-то вообще уходит из программы, но мы никого не бросаем – предлагаем трудоустроиться  к уже состоявшимся молодым  бизнесменам. В будущем году у нас запланирован День карьеры, где появится возможность выбрать понравившуюся профессию всем тем, кто в бизнесе себя не нашел.  В любом случае мы настраиваем на активность,  в бизнесе ты или работаешь по найму. Многие не готовы трудиться. Порой начинающий предприниматель пребывает  в некой иллюзии –  у него свой офис, стол, обязательно кожаное кресло, он нанял менеджера, даже пообещал ему хорошую зарплату,  и расслабился, решив, что дело пошло – прибыль в конце месяца гарантирована. То, что, особенно первое время,  необходимо работать до предела, чтобы поднять свой бизнес, некоторым не приходит в голову.

- Вы занимались общественной работой, проводили обучение начинающих предпринимателей, а  собственный практический опыт создания своего дела был?

- Моей задачей было организовать обучение, а не учить самой – разработать программу обучения, которая даст результат, подобрать качественный преподавательский состав. Конечно, чтобы понимать, чего не хватает молодым людям, решившим открыть или уже ведущим свою деятельность, было необходимо самой погрузиться в предпринимательство и «на своей шкуре» прочувствовать все те сложности, с которыми сталкивается среднестатистический предприниматель.  В 19 лет с другом мы открыли парикмахерскую на улице Арктической. Это был хороший опыт во всех отношениях. В округе не было ни одной парикмахерской, а вокруг довольно большой частный сектор, тут же два крупных предприятия. Впрочем, особой прибыли это проект не приносил, нужно было учитывать контингент проживающих  там людей, которые не могли платить большие деньги за услуги парикмахерской. Так что это был в какой-то мере социальный проект. Тем не менее,  я в него очень верила, а когда я во что-то верю, на преграды не обращаю внимания. Для меня этот проект, правда, закончился неудачно:  я теперь понимаю, что открывать бизнес с друзьями не расставив сразу все точки над «и» и не договорившись о конкретных результатах деятельности каждого – большая ошибка. Просто потому, что люди по-разному видят одну и ту же ситуацию и с разной степенью включенности работают, а отсюда и все недопонимания. Я тогда предпочла уйти из бизнеса. Еще один яркий проект – создание коворкинга «Бизнес-ковчег» для помощи молодым предпринимателям. Проектом загорелась, когда подобного даже в Москве и Питере не было – прочитала о заграничном успешном опыте. Что такое коворкинг, до сих пор многие не знают, а это единое рабочее пространство для стартаперов, фрилансеров, да и действующих бизнесменов. В рамках коворкинга можно найти себе клиентов, партнеров и пообщаться с коллегами, да и в целом – решить любую возникшую проблему в кратчайшие сроки. «Бизнес-ковчег» теперь развивает моя бывшая соратница Маргарита Алехина – у нее свое видение, и, буквально с сентября, находясь в поиске работающей прибыльной бизнес-модели, она полностью поменяла формат коворкинга  на новый. Я, конечно, рада, что проект с моим уходом продолжает свою жизнь.

- Опыт – сын ошибок трудных… Вам часто приходилось слышать, скажем так, упреки в свой адрес по поводу отсутствия необходимого опыта в том или ином вопросе? Тем более, что вы сегодня один из самых молодых руководителей в команде Олега Королева?

-  Слышать приходится многое, но, честно говоря, меня мало волнует, что обо мне говорят «за спиной», а вот конструктивную критику всегда слушаю и анализирую. Вообще, главное– оправдать высокое доверие своего руководства и показать конкретными делами и результатами, что ты не профан в своем деле и можешь принести пользу родному региону.  Если говорить об опыте и возрасте - разница  в поколениях, на мой взгляд,   стирается, когда люди объединяются в одной команде ради достижения единой цели: её нужно достигать и времени на упреки и «замеры опытности» каждого члена команды просто нет. Если взять нормальную модель бизнеса или любого партнерства, то  в нем каждый дополняет друг друга своими компетенциями,  своим ресурсом: зрелость – мудростью и опытом, молодость – новыми, свежими идеями и активностью. Если каждый настраивается на такую работу, все движется идеально. На самом деле, получается очень слаженная эффективная команда.

- Помимо молодости, у вас есть еще один «недостаток»: вы – женщина, а бизнес и власть у нас все-таки преимущественно остаются мужской сферой.

- Быть женщиной – это плюс. Женщина по природе своей, очень вынослива и морально более устойчива – это одно из преимуществ. Безусловно, бывают сложности, многие мужчины по-прежнему считают, что женщине не место в политике или бизнесе. Максимум то, что  у женщины может получиться в бизнесе, - это содержать салон красоты, который ей купил муж. Тем не менее, девушек сейчас в бизнесе очень много – например, в этом году  в конкурсе «Молодой предприниматель России-2014» большинство номинаций взяли представительницы прекрасного пола. И  ведут они бизнес совсем не в женских сферах – в строительстве, сельском хозяйстве. Причем внешне это достаточно привлекательные и хрупкие девушки. Блондинки, к слову.

- Какими же качествами должна обладать женщина в бизнесе, во власти, есть какие-то принципы, внутренние установки, правила?

- У меня свое мнение на этот счет, и, скажу сразу, не все с ним соглашаются. Я очень требовательна к себе, если за что-то берусь, то приложу не просто максимум усилий, а сделаю все возможное, чтобы это реализовать. Но с такой же требовательностью отношусь и к другим. Не приемлю вранье, люблю искренних людей, их, к сожалению, очень мало. Люблю людей, которые отвечают за свои слова.  Знаю, что никаких совместных проектов у меня не будет с человеком, нарушившим свое слово. Очень важна репутация. Можно один раз поступиться своими принципами, и «не отмыться» уже всю жизнь. Мы очень медленно возвращаемся к этому понятию, многие живут сегодняшним днем, не понимая, что репутация не стоит никаких денег. А ведь раньше у купцов были устные договора.

- Кем вы себя  видите или, может быть,  какой через пять, десять лет?

- И через пять, и через двадцать лет в работе я буду на том месте, где смогу принести максимальную пользу. Мне нравится что-то созидать. Важно постоянное личностное развитие, важно видеть результаты своей деятельности - именно от этого я получаю удовлетворение.  В данный момент мне безумно интересно то, чем я занимаюсь.

Татьяна Мирзоева

 

Ранее "В фокусе"

Оксана Глотова о политике и вере

Равиль Анутов: "Я не работаю на банки"

Николай Дронов. Страховка от рака

Валентина Кисенко: "Коррупция - волнующая меня тема"

Павел Семенов о мужчинах и их игрушках

Михаил Рязанцев. «Ничто родное вам не свято»

Андрей Козодеров: большой успех небольшой области

Павел Полуротов: Важно делать стопроцентно полезные вещи

 

Комментарии 3

Чиновник Февраль 12, 2015 17:10
У дамы странное резюме. Сельскохозяйственный проект, который начнет окупаться через 28 (!!!) лет (примерный срок рождения седьмого поколения у обыкновенных одомашненных лошадей), неудачный проект парикмахерской и проект коворкинг-центра, который серьезно изменил бизнес-модель сразу же после ухода этой дамы. Мне о ней ничего не известно, но после таких подробностей, я бы ей не доверил ничего кроме обязанностей секретаря.
Ответить
Епт Январь 14, 2015 14:09
Интересно, экспертами и руководителями направлений в нормальном обществе становятся спецы, имеющие многолетний позитивный собственный опыт. В Липецке — с горшка в кресло! Почему? Потому! А результат мы видим — очередной провал экономике, на которую позитивно не влияет даже взлет цен на нефть!
Ответить
Интересно Январь 13, 2015 23:12
Вот так оно и получается потом, что руководят отраслями и управлениями люди, ничем кроме умения говорить себя не проявившие. Чему может научить человек ни разу сам не сделавший ничего, кроме сбора на курсы? Бизнес, нуну.
Ответить
Новости по теме Новости MediaMetrics