Персона

Олег Шиловский: «Фильмы о Плющенко, Валуеве, Исинбаевой надо показывать в кинотеатрах»


3

О том, как трудно Николай Валуев учит тексты, о нервных паузах Евгения Плющенко, чем отличается Гус Хиддинг от Фабио Капела, почему все спортсмены – прирожденные актеры и зачем снимают документальное спортивное кино,  Lipetskmedia  поговорил  с известным режиссером Олегом Шиловским, обладателем премии XI международного фестиваля спортивных фильмов "Атлант", проходившем в Липецке,  за фильм «Николай Валуев: красавец и чудовище».

Олег Шиловский – режиссер, родился в Ленинграде.  Начинал работать в 1994 году в качестве документалиста на "5 канале" в Санкт-Петербурге с Эрнестом Серебрянниковым и Геннадием Орловым. Руководил спортивной редакцией.   Позже работал в одной редакции с Кириллом Набутовым. В настоящее время со другом Алексеем Васильевым – знаменитым журналистом, комментатором и продюсером –  создали свою производственную студию. Занимаются съемкой документальных спортивных фильмов и документального кино про артистов, известных людей, звезд шоу-бизнеса. В основном сотрудничают с Первым каналом. Автор многочисленных фильмов о знаменитых российских спортсменах: "Сочи, между прошлым и будущим", "Елена Исинбаева. Вернуться и победить", "Евгений Плющенко. Жизнь продолжается", "Хиддинк Гус Иванович", "Анатолий Карпов. Все ходы записаны", "Николай Валуев. Крупнейший в мире политик", "Алексей Ягудин. Любовь, боль и лед", "Станислав Жук."Великий одинокий", "Королева высоты Елена Исинбаева", "Алексей Ягудин."Любовь, боль и лед", "Евгений Плющенко. Бесконечная дуэль".

 - Почему решили снимать именно спортивное кино, что в нем привлекательного именно для вас как режиссера и как вы выбираете героев своих фильмов?

 - Спорт для меня, как для режиссера, – это очень интересно, он мне нравится своим ритмом, в нем есть определенная настроенность героя на результат, ему важно стать первым. Это только верхний пласт.  Я уже давно убедился, что спортивный фильм не может быть просто видеоиллюстрацией к сценарию.   Он передавать эмоции, чтобы зритель, который смотрит фильмы, сопереживал нашим героям.    Наши герои всегда не случайны. Их истории   всегда неоднозначны. Они всегда сталкивались с какими-то сложностями в своей жизни на пути. Это были болезни, потери близких людей, другие испытания на каких-то важных этапах их спортивной карьеры. Но  они себя преодолевали, чтобы достичь самых высших результатов. Интересно снимать о тех спортсменах, которые сейчас популярны и которые сейчас становится чемпионами. Интересно снимать и о звездах спорта прошлых лет, но эти фильмы менее востребованы. Хочу заметить,  практически все спортсмены, с кем мне довелось встречаться,  прирожденные актеры. Он вполне могут сниматься в игровом художественном кино.

 - Как работа режиссёра происходит со спортсменами?

 - Когда смотришь спортивные трансляции и видишь спортсмена – это одно, а потом когда начинаешь с ним общаться, то совсем другое восприятие, более глубокое, более объемное. Ты общаешься с ним как с любым другим человеком -  с одним легко, с другим тяжелее.

 - Сколько идет съемка фильма?

 - Формат 52 минуты. Для того чтобы его снять, нужно в среднем потратить три съемочные смены. В один день записывается интервью, второй день на съемки жанровых сцен – это мы так называем психологические планы:. герой ходит, размышляет, где-то присел на скамейку думает… Для зрелищности кадров часто используем камеру гоу-про. Например, когда мы снимали Елену Исинбаеву, мы крепили камеру на шест.

 - Как вы придумываете тематику фильмов?

- Основная составляющая наших фильмов – это биографические моменты. Выходит так, что каждая история наших героев не однозначная, не ровная, а идущая  через какие-то тернии. Наша задача рассказать, где он родился, в какой семье, как первый раз влюбился, через какие моменты он прошел в спорте, как ему пришлось ломаться. Наши герои интересны тем, что они достигли высших результатов, но достичь им этих высот все время  что-то мешало. И они все время себя преодолевали.

 - На фестивале был отмечен фильм о Николае  Валуеве…

 -   Мы с ним познакомились впервые в 1999 году в бокс-баре «Тундра» в Санкт-Петербурге, там проводились боксерские вечера, где он принимал участие. Он был уже популярен.  О нем могу сказать только самые хорошие и добрые слова, несмотря на то, что он на вид такой суровый и брутальный, с ним очень легко общаться с хорошим чувством юмора, очень быстро идущий на контакт веселый и творческий человек, с которым легко работать на площадке. Кстати, могу рассказать, как на съемках с ним случился интересный момент. Мы снимали  Николая Валуева в школе, в то время он был уже депутатом. Он заходит, сразу дети его окружили и начали просить: «А вы диван поднять сможете?!», он поднял. Они не унимались и, усевшись на диван, снова требовали: «А с нами поднять сможете?!». Дети его воспринимают как русского богатыря. Мы с ним сняли три фильма, и еще один фильм «Прорвать блокаду», в котором он выступил как ведущий и рассказчик, два года назад.   Была очень холодная зима, мы ездили к Ладоге, все замерзли, но Николай очень мужественно справлялся с холодом, ему сложно было выучить все тексты, но он хорошо отработал, придумывая свои фразы. Он хорошо вписался в роль ведущего именно этого фильма.  Надо заметить, что все наши герои очень хороши кулинары. Тот же Валуев делал блины, кто-то борщ. Мы всегда вносим в наши фильмы маленькую кулинарную изюминку. Практически во все.

 - Еще один ваш герой -  известный  фигурист  Евгений Плющенко.

 - Мы уже 10 лет мы работаем с Евгением Плющенко и его тренером Евгением Мишиным. Плющенко. Впервые познакомились с Евгением Плющенко в 1998 году, работая еще на «5 канале». Мой друг и партнер Алексей Васильев был первым, кто взял еще у неизвестного никому Плющенко интервью, ему было 14 лет. Мы приехали снимать Ягудина, а Мишин тогда сказал, что и этого надо снять - этот парень еще всем покажет. А уже в середине двухтысячных мы стали снимать фильмы с Плющенко, уже после его успехов. Евгений великий спортсмен, безусловно. В нем всегда чувствуется внутреннее достоинство, его стрежень. Сначала с ним было нелегко работать, а уже сейчас он подобрел и стал больше расположен к нам. Сейчас он медийная личность. Я видел, как он работает на льду, даже когда у него были серьезные травмы. Он работает на сто процентов. Однажды мы снимали его на тренировке, и ему надо было сделать четверной прыжок. Он заходит на него и у него не получается. Знаете какое нервное напряжение даже у нас, мы глаз боялись поднимать. Он мог ругнуться, потом он чуть-чуть отойдет, поедет, соберётся и сделает сложный элемент. Нервная пауза всегда возникала  на съемках фильма с ним. Очень интересная личность – Алексей Мишин, его тренер. Он веселый человек, он всегда нальет рюмочку, когда мы записываем у него дома интервью,  с хорошим чувством юмора. С ним такая особенность, он не любит долгих интервью, зато как он это делает….На его рассказы надо собирать публику, чтобы они слушали, как Мишин интересно говорит. Алексей Николаевич   очень тонкий психолог. Он относится к Плющенко как к близкому человеку, хотя отношение тренера и ученика менялись со временем. Сначала он был для него только тренер, потом как отец, а сейчас как партнер. Мишин не скажет ничего лишнего Плющенко, он его чуть подправит. Знаете, ведь чем выше и чем опытнее становится спортсмен, тем тренеру нужно делать более тонкие и точечные подсказки. Надо сказать, что когда смотришь за работой Плющенко и Мишина, то понимаешь, что у них взаимосвязь, они очень хорошо чувствуют друг друга.

- Тяжело про одного спортсмена постоянно снимать?

 - У любого спортсмена биография спортивная развивается, поэтому всегда есть привязка к какому-то спортивному результату. Бывают юбилейные фильмы, к примеру, к 40-летию Николая Валуева, там нет спорта, мы сняли о нем как о человеке.

- Чем вам был интересен Фабио Капела?  

-   С ним мало удалось пообщаться, в связи с подготовкой к Чемпионату, у него было мало времени. Это было просто невозможно сделать, он активно готовил команду к Бразилии.  Зато он нам единственным дал развернутое интервью. С Гусом Хиддингом было иначе  - нам провести с ним много времени. Мы гуляли по Москве, покупали матрешек, он веселый и раскрепощённый.  Фабио же  брутальный и собранный.   Фильм был рассчитан на привлечение зрителей к Чемпионату мира.

- По вашему мнению, фестивали документального кино, подобные «Атланту», сейчас актуальны? И чтобы вы лично как режиссер сделали для развития, популяризации документального кино?

 - Мне в глобальном масштабе сложно судить об этом. Как режиссер, могу сказать, что для развития документального кино нужны законы на государственном уровне, чтобы была поддержка документального кино, и оно выходило на широкие экраны. Ведь порой зритель видит документальные фильмы, только на федеральных каналах, в сети интернет и на фестивалях. Я помню в моей молодости в Питере  был кинотеатр, в котором шли такие фильмы, и люди ходили, смотрели, интересовались. Думаю, сейчас снова пришло такое время, что зритель будет смотреть документальные фильмы.  Именно такие фестивали – это стимул к развитию документального кино.  Я считаю, что последние 10 лет  спортивное документальное кино идет на взлет. Это стимул для авторов и создателей, чтобы они расширяли  жанры, искали новые технические и творческие решения. Чтобы кино стало популярным, его нужно делать интересным. Наше решение в том, чтобы зритель сопереживал героям.

Екатерина Любавина

 

Ранее "В фокусе"

Оксана Глотова о политике и вере

Равиль Анутов: "Я не работаю на банки"

Николай Дронов. Страховка от рака

Валентина Кисенко: "Коррупция - волнующая меня тема"

Павел Семенов о мужчинах и их игрушках

Михаил Рязанцев. «Ничто родное вам не свято»

Андрей Козодеров: большой успех небольшой области

 

Комментарии 3

гость Октябрь 13, 2014 23:58
пшли вон, «умники»!
Ответить
Ht;bccth Сентябрь 30, 2014 14:45
Ну судя по его «одухотворенному» лицу- это не режиссер, а какой то клоун недоучка!!!
Ответить
Гость Сентябрь 30, 2014 09:33
О, Боже… выложили черновик статьи?! Ошибки никто не вычитывал? Режиссер действительно общается таким «топорным» и корявым языком? Позорище…
Ответить
Новости по теме Новости MediaMetrics