Общество

Как пивные становятся гастрономами, а салоны красоты — парикмахерскими


0

Малый бизнес всегда отличался своей гибкостью. В том, что ему нет равных в умении не просто быстро меняться, а практически «переобуваться в полете», еще раз убедились журналисты «Липецкой газеты».  

Чтобы остаться на плаву в период эпидемии коронавируса, пивные становятся продуктовыми гастрономами, салоны красоты — парикмахерскими, а торговые центры превращаются в своеобразные «лабиринты».

Как «Дрова» стали «Дружбой»

Достаточно пройтись по улицам Липецка, чтобы понять, как быстро подстроились под новые условия предприниматели. Взять, к примеру, сеть магазинов «Дрова». До карантина они торговали пивом и закуской к нему. Когда наступили тяжелые времена, сначала завесили черной полиэтиленовой пленкой вывеску и расширили ассортимент. Потом появилось новое название — гастроном у дома «Дружба». Хмельные напитки остались, но появились крупы, колбаса, майонез, консервы, подсолнечное масло. Стало очень похоже на одну известную торговую сеть. Закончился режим самоизоляции — и вот, очередной ребрендинг. Продуктового гастронома как и в помине не было. Под вывеской «Дрова» снова продают пиво и закуску к нему. И такие метаморфозы произошли всего за месяц.

Но возвратиться к привычному ассортименту решаются не все. Кто знает, что еще ожидает впереди. К примеру, в «Пивнице» на улице Балмочных по-прежнему можно купить сгущенное молоко, несколько видов белорусской тушенки и макароны.

— И что, сгущенку покупают? — интересуюсь я у продавца магазина.

— Сам не ожидал, что будет высокий спрос, — отвечает он. — А между тем, геркулес по 40 рублей весь разобрали, тушенку тоже покупают вместе с пивом. Но от такого ассортимента мы все равно уйдем, когда победят коронавирус. Мне не нравится, когда магазин похож на бакалейную лавку.

Скотч вместо стен

В торгово-выставочном центре «Континент» тоже перемены. Здесь арендуют площади индивидуальные предприниматели, которые продают мебель. На общем плане зала зеленой изолентой показаны новые «стены». Перегородки и заградительные ленты поделили огромную площадь на четыре зоны. У каждой — свой вход. Появились магазины без названий, просто под порядковыми номерами от одного до четырех. По всей видимости, решение разделить общий зал перегородками и ограничительными лентами — мера временная. Таким путем снимаются возможные вопросы проверяющих служб, которые в условиях пандемии коронавируса могут возникнуть к торговым центрам площадью свыше пяти тысяч квадратных метров.

Немногочисленные клиенты не сразу понимают новую «фишку». Чтобы попасть из одного конца «Континента» в другой, им приходится преодолевать настоящий лабиринт. Зато на каждом входе прямо на ручке привязана скотчем пластиковая бутылка с медицинским спиртом. Очень, кстати, удобно — пшикаешь пульверизатором на ладони и полная дезинфекция. А аром-а-а-т… почти как в процедурном кабинете поликлиники.

Эволюцию претерпели и многие заведения общепита. Они уменьшили ассортимент, сосредоточившись на работе на вынос и доставке еды на дом. В хлебных и булочных, где можно было посидеть с чашкой чая или отведать свежую выпечку, убрали столы и стулья.

В магазинах приметой времени стали короба из оргстекла, установленные на прилавках. Они окружают продавцов с нескольких сторон, что снижает риск заражения коронавирусом в кассовых зонах. В целом масочный режим в магазинах и других предприятиях малого бизнеса соблюдается. Продавцов с открытыми лицами нет, правда, некоторые носят повязки, респираторы и другие средства защиты просто для галочки. У одних маски съезжают с носа на рот, у других — закрывают подбородок. То же можно сказать и про отдельных покупателей. Если продавцы делают им замечания, то они поправляют маску или смущенно достают ее из кармана.

Клиентам дарят маски

Корреспонденты «Липецкой газеты» нашли в областном центре немало магазинов и предприятий сферы услуг, где посетителям бесплатно раздают маски. Клиенту нужно только попросить. И это не только крупные гипермаркеты и федеральные сети. К примеру, в магазине плитки «Мастер стиль», куда я специально зашла без маски, мне ее дали без лишних слов и упреков.

В парикмахерских, которые открылись в начале мая после снятия ограничений, мастера работают в масках и перчатках. Признаются, что неудобно, конечно, так колдовать над прической, руки не чувствуют волос, но санитарные правила нужно соблюдать. Клиенты тоже в масках, а когда нужно подстричь виски, просто снимают сами с уха петельку защитной повязки и держат ее рукой. Еще одно новшество состоит в том, что расстояние между креслами должно быть не менее двух метров, а в зале могут обслуживаться не более трех человек. Поэтому кое-где вместо четырех одновременно работает только два мастера. Запись клиентов производится на несколько дней вперед.

— Стараемся работать с соблюдением всех мер предосторожности и по предварительной записи. У нас и журнал здоровья есть, и все средства защиты, — рассказала парикмахер салона красоты «Amore» Кристина Орлик. — После каждого посетителя обрабатываем дезинфицирующими растворами кресла, а еще регулярно протираем антисептиком ручки дверей. Клиенты у меня постоянные, в основном это жители района Октябрьского рынка, поэтому я не заметила, чтобы их стало меньше. А в целом посетителей в салоне, конечно, убавилось, потому что мастер маникюра из-за эпидемии коронавируса не может выйти на работу. И мы, и клиенты ждут постановления, отменяющего это ограничение.

Мастерские по ремонту обуви, часов, изготовлению ключей в боль­шинстве своем сократили на пару часов время работы. И хотя на улице стало больше бесцельно шатающихся людей, клиентов мало. А нет заказов — нет и заработка.

— Трудно приходится тем, кто арендовал площадь на рынках и в торговых центрах. Но надеемся на лучшие времена, — сказал Сергей Мещеряков, предприниматель, специализирующийся на продаже обуви. — Значительно снижать цены на товар ради привлечения клиентов не буду. Нужно рассчитать свои силы, чтобы продержаться не два-три месяца, а до полной победы над коронавирусом. Поэтому у нас марафон, а не спринт.

Ситуацию мы попросили прокомментировать Уполномоченного по защите прав предпринимателей Липецкой области Александра Бабанова. Он согласился с тем, что малый бизнес, работающий в сфере торговли и услуг, оказался в непростых условиях. К нему уже обращались предприниматели, которые не знают, как оплатить арендную плату или коммунальные расходы. Другими словами, о проблемах известно. Пути решения ищутся на всех уровнях.

Тем временем

На прошлой неделе Президент России Владимир Путин объявил о новых мерах поддержки малого и среднего бизнеса. В перечень наиболее пострадавших из-за эпидемии коронавируса отраслей, а это общественное питание, туризм, гостиничное дело, добавилась торговля непродовольственными товарами. Им выделят специальные кредиты под два процента на поддержку занятости в компаниях, а самозанятым вернут налог на доход за 2019 год. Кроме того, по три тысячи рублей в месяц на каждого несовершеннолетнего ребенка положено семьям, где родители временно потеряли работу. Такие выплаты будут осуществляться в течение трех месяцев.

Фото Геннадия Логунова 

Новости по теме Новости MediaMetrics