Общество

Невеста "умерла как девка"

И при чем тут елка

У каждого из нас есть свой свадебный «опыт». Кто-то лично стоял под венцом, женил или выдавал замуж детей, внуков, кого-то призывали в свидетели. А как ребятишками ждали свадебные кортежи в надежде заполучить денежку или конфетку, помните? Традиции свадеб разных народов, особенно американцев и индийцев, изучены почти досконально по фильмам. Королевские свадьбы, скандалы вокруг них, не сходят с новостийных лент. А что мы знаем о себе? О традициях своей, липецкой земли? 

За исключением любителей истории и фольклористов, сегодня никто не «играет» традиционных свадеб. А это очень глубокий, насыщенный смыслами обряд, вмещающий в себя представления наших предков не только о семье и быте, но и о пограничных состояниях человека и природы, о красоте и нравственности, о прошлом и будущем…

В селе Гагино сохранилась удивительная, ни на что не похожая свадебная традиция. Выжила почти чудом, благодаря желанию гагинцев быть самими собой. По-гагински молодых брачевали ещё в начале нашего века. А потом… Потом всё стало, как у всех. Да и село – возрастное, свадьбы играть некому.

Но в конце ноября нынешнего года в Гагино снова сыграли свадьбу по старинному обряду.  Это случилось благодаря подвижничеству заслуженного работника культуры РФ, обладателя премии правительства РФ «Душа России», руководителя фольклорного ансамбля «Воскресение», педагога областного колледжа искусств Кристаллины Иващенко.

– Кристаллина Леонидовна, когда вы впервые познакомились с гагинской традицией? 

– С 1989 года я занимаюсь собирательской работой по Липецкой области. И всегда, но особенно в последнее время, большой радостью было записать старинную песню, хотя бы одну-две. Эта проблема понятна: песенное творчество в деревне угасает. А тут летом 2017 года экспедиция Санкт-Петербургской консерватории, которая проводила сплошное обследование Лев-Толстовского района, сообщила нам, что записала в Гагино старинные песни от современных жителей села. Медлить было нельзя! 18 сентября 2017 года мы первый раз поехали в село, потом возвращались ещё дважды – 14 и 29 октября 2019-го. 

Честно признаюсь: меня местные певицы поразили. Я смотрю на них как на оживших мамонтов. Они помнят практически всю свадьбу, её этнографическое описание, песни. Такая сохранность, как мы выяснили, связана с тем, что свадьбы в Гагино играли по старинному укладу вплоть до двадцать первого века. Местные старейшины припомнили, что последний раз они обыгрывали свадьбу в 2002 году. Удивительно! Мне такое не встречалось никогда. В лучшем случае свадьбы «по старинке» играли в 70-80-е годы прошлого столетия. А в Гагино сохранились восемнадцать свадебных песен с полными текстами! Но какие-то, к сожалению, забыты, а какие-то нам удалось восстановить благодаря народным певицам. Например, песню «Коса моя, косонька, русая коса» мы полностью записали лишь на третий раз. 

– А когда пришло решение вот таким образом реконструировать свадьбу, не на сцене, а там же, в живых декорациях?

– Два года мы учили свадьбу со студентами колледжа искусств имени Игумнова и с фольклорным ансамблем «Воскресение». Идея сыграть гагинскую свадьбу в селе пришла сама собой. Эта фантастическая возможность прожить обряд в условиях реальной действительности, поверьте, дорогого стоит! Правда, нам пришлось всю свадьбу сыграть за один день. Но и эта столь скоротечная экспедиция, лёгшая в основу фильма, который мы, надеюсь, скоро презентуем, я думаю, останется в памяти участников на всю жизнь.

– Чем же, помимо сохранности, удивительна гагинская свадьба?

– Уникальность обряда состоит в том, что весь пласт песен звучал утром первого свадебного дня в доме невесты. Обычно эти песни бывают рассредоточены по всему свадебному сценарию или, по крайней мере, поются не только в этот момент. Например, в селе Вешаловка Липецкого района гостей обыгрывали после венца на свадебном пиру. А в Гагино – сразу после того, как посадят жениха рядом с невестой. Девушки обыгрывают крёстную мать – «Как на нашей свахе», дружка – «Как на ком, на ком кудри русые», богатого гостя – «У кого же деньги есть»…

Моё любимое место в свадьбе, когда женихов поезд въезжает во двор невесты, а их не пускают. Первое препятствие – бабы стоят и пилят бревно, второе – мужчина или женщина колят дрова, третье – толкут зерно в ступе. И со всеми препятствиями «разбирается» дружок. У него с собой бутылочка с самогоном, закусочка. А свадьбы-то играли по холодку: на Михайлов день – 21 ноября или позже – зимой. Так что глядешки – так называются люди, пришедшие посмотреть свадьбу, – с удовольствием чинили все эти препятствия, дабы получить свою долю горячительного напитка или денежку. Конечно, здесь звучат шутки-прибаутки. Народ наш всегда славился умением пошутить и повеселиться.

– Украшение дома, невесты, лошади – это достаточно традиционные вещи. А вот «ёлка», которая и не совсем в сущности ёлка, – это откуда? Почему именно её наши предки использовали в свадебном обряде?

– Ёлка считается мёртвым деревом – она же листву не скидывает, и весной на её ветвях почки не набухают. Именно с этим деревом наши пращуры и ассоциировали невесту: она умерла как девка, но ещё не родилась как баба. 

Фильм, который снимался во время реконструкции свадебного обряда, станет своеобразным итогом этнографических экспедиций в Гагино.  Роль невесты сыграла София Кунакова, её близкую подругу – студентка второго курса Липецкого областного колледжа искусств Анастасия Данковцева, жениха – первокурсник Захар Рохлин, дружка великолепно исполнил участник ансамбля «Воскресение» Михаил Колотев. 

Они  настолько срослись со своими персонажами, что потом долго не хотели выходить из роли. Действительно, девочкам выпала особая честь прожить такие важнейшие этапы свадебного действа, как расплетение косы под специальную песню, благословение матери, ожидание жениха за посадом, смена девичьего головного убора на бабий… 

Большую работу проделали работники культуры Лев-Толстовского района Наталья Александровна Бельмесова, Елена Владимировна Козлова, Юлия Александровна Воинова, Татьяна Ивановна Суровщикова. Изготовление ёлки – символа невесты, традиционных блюд гагинской свадьбы, среди которых выделяется поминальный молочный кисель, собрание всех традиционных предметов старинной свадьбы, от овчинной шубы до ступы, – всё это легло на их плечи. Кроме того, они же сыграли и роли матери невесты, матери жениха, крёстной, глядешек. 

Отдельная благодарность Дарье Осиповой, которая любезно предоставила свою лошадь. Огромное спасибо Екатерине Ивановне Давыдовой – именно в её доме прошли основные съёмки гагинской свадьбы, и моему супругу Анатолию Викторовичу Иващенко – педагогу, бессменному аккомпаниатору ансамбля «Воскресение» и моим ученикам. 

И, конечно же, низкий поклон нашим «учителям» – хранительницам традиционной культуры, гагинским бабушкам: Марии Дмитриевне Ерёминой, Анне Ивановне Лаврентьевой, Нине Васильевне Ивановой, Клавдии Васильевне Кожуховой, Екатерине Ивановне Давыдовой, Марии Григорьевне Воиновой, Валентине Петровне Авилушкиной, Лидии Григорьевне Давыдовой и Александру Фёдоровичу Савельеву.

– У каждого дела есть мотив – как вы его для себя сформулировали, когда начинали съёмки фильма и саму реконструкцию свадьбы?

– Эта работа мне нужна для того, чтобы сохранить нашу великую русскую культуру – на мой взгляд, самую мощную в мире. Пока мы будем осознавать свою самобытность и помнить о своих корнях, до тех пор мы будем оставаться великим русским народом!

Евгения Ионова

Новости по теме Новости MediaMetrics