Религия

Тихон Задонский может стать героем мультфильма


0

— В 2001 году близкий друг семьи предложил сделать мультфильм, посвященный Тихвинской иконе Божией Матери. Эта идея оказалась удивительно созвучной моим мыслям и чувствам. Я все чаще задумывалась над тем, что современные мультфильмы только развлекают детей. Картины, которые заставляют задуматься, ставят ребенка перед нравственным выбором, практически исчезли с телеэкранов, — с этих слов началась наша беседа с питерским режиссером Натальей Федченко со студии «Балтийское телевидение», приезжавшей в Липецк на Рождественские образовательные чтения.

После того судьбоносного разговора Наталья заново начала учиться, несмотря на свой режиссерский диплом, полученный в старейшем театральном вузе России. Еще в студенческие годы она окончила художественную школу. Приобретенные знания позволили поступить в колледж, где Наталья отточила технику рисунка. Затем несколько лет работала художником в анимационной студии «Петербург». Заключительным штрихом стали курсы аниматоров, которые она окончила в 2006 году. Только постигнув все эти «университеты», Наталья приступила к воплощению своей идеи.

Самая трепетная работа

Но как рассказ о чудотворной иконе сделать интересным для детей, далеких от церкви? Иначе юные зрители с первых же минут потеряют интерес к мульт­фильму, не затронувшему их сердца. Постепенно решение было найдено. Героем картины обязательно должен стать ребенок, чья судьба чудесным образом переплетается с рассказом об иконе. Этой живой детской историей мультфильм заинтересует юного зрителя и одновременно «зацепит» его за душу, заставит задуматься об очень серьезных вещах.

Первый созданный Натальей Федченко мультфильм получил название «Путеводительница», как переводят на русский язык греческое слово «Одигитрия». В Византии оно обозначало икону Божией Матери с младенцем на руке.

Но в названии картины, несомненно, звучат и личные нотки. Тихвинская икона Божией матери стала путеводительницей не только для героев мультфильма, переживших нелегкие испытания. Дорога самой Натальи Федченко к ее первой режиссерской работе тоже была непростой. Были на этом пути и события, наполненные глубоким символическим смыслом. Разве не чудо произошло в 2007 году, когда Министерство культуры России неожиданно выделило грант на съемки мультфильма. К настоящему времени Наталья создала еще семь картин, которые теперь стали циклом мультфильмов «О православных святынях России». Но о «Путеводительнице» она вспоминает с неизменной теплотой.

— Это самая трепетная моя работа, — утверждает Наталья Федченко. — Коллектив единомышленников сложился сам собой. Сценаристы были мои друзья — Яна Тумина, Максим Якубсон, Любовь Апраксина. Озвучивать мультфильм согласились замечательные актеры Алексей Петренко и Сергей Бехтерев. В картине много вещей, которые потом не повторялись, например, ручная анимация из крупы и воска.

Поначалу реакция профессионального анимационного сообщества на «Путеводительницу» была прохладной. Но на кинофестивале «В кругу семьи» режиссерская работа Натальи Федченко заняла первое место за успешный дебют. Затем ее мультфильмы получали множество наград. Отмечались они на фестивалях «Золотой витязь», «Лучезарный ангел», «Радонеж», «Покров». Но и сейчас Наталья самым важным считает тот первый успех, вдохновивший ее на продолжение работы.

Поиски героя

Когда смотришь мульт­фильмы Натальи Федченко, невольно возникают ассоциации с советским кинематографом. Режиссер не скрывает своей любви к творчеству Льва Атаманова, известность которому принесли картины «Снежная королева» и «Аленький цветочек».

— Наше детство было наполнено мультфильмами, героями которых были дети, — рассуждает наша собеседница. — Сейчас телеэкраны заняли Смешарики, Лунтики, Плюшастики. Так что я продолжаю традиции отечественного киноискусства, создававшего добрые, наполненные глубоким смыслом истории о детях. Согласитесь, трудно найти ребенка, которого оставил бы равнодушным фильм «Снежная королева». Но о вере и религии советский кинематограф не говорил, в разработке этих тем приходится быть первопроходцем.

Картины Натальи Федченко подчеркнуто психологичны, она как бы стремится заглянуть в душу ребенка. Действия в ее мультфильмах происходят в разные исторические эпохи: и во времена татаро-монгольского ига, и в Смуту, и в годы Великой Отечественной войны. Но всех своих героев она проводит через испытания, в которых им приходится выбирать между добром и злом, надеяться на Божье чудо.

Может даже показаться, что первые мультфильмы Федченко слишком наивны. Но впечатление это поверхностное. В ее картинах чувствуется глубокая вера в Бога, в красоту созданного им мира. Это непосредственное, почти что детское чувство глубоко воздействует на юного зрителя.

Последние работы Федченко отличают напряженные жанровые поиски. Чувствуется, что режиссеру становится тесно в первоначально очерченных границах. Если герои первых картин прошли нелегкие испытания, то мультфильм «Божий дар» воспринимается уже как полноценная драма, переживаемая семьей репрессированного священника. Режиссер до предела сгущает «жизни мглу», описывая, как сверстники презирают поповича Алексея. В довершение всех бед у его матери жулик вытаскивает кошелек с последними деньгами. Но твердый нравственный стержень позволяет героям преодолеть все испытания. Оставшись без денег, мать продает дорогое ее сердцу ожерелье, чтобы накормить двух мальчиков-сирот.

В финале картины Алексей вместе с матерью спасают сирот, унесенных по реке на льдине. Совершая этот подвиг, мальчик явственно ощущает небесную помощь. В итоге ожерелье, чудесным образом вернувшееся к ее хозяйке, приносится в дар Феодоровской иконе Божией Матери.

Главная награда художника

У Натальи Федченко море замыслов. Она давно мечтает снять мультфильмы о Ксении Петербургской и Тихоне Задонском.

— Вот уже много лет оте­чественный кинематограф мучительно ищет героя, — рассуждает Наталья Федченко. — Я вижу в этой роли святых, чья жизнь являет собой пример самопожертвования, служения людям. Тот же Тихон Задонский совершал в своей жизни поступки, которые могут «зацепить» и неверующего человека.

Вот только на создание пятнадцатиминутного мульт­фильма требуется порядка четырех-пяти миллионов руб­лей. Такова суровая проза жизни. На центральном телевидении мультфильмы Натальи Федченко не показывают. Так что режиссер не получает поступлений от кинопроката, которые можно было бы направить на финансирование новых проектов. Ее картины интересны только телеканалу «Спас», чьи финансовые возможности весьма и весьма скромны. И все-таки главным своим стимулом Наталья Федченко считает вовсе не материальный успех.

— Недавно в городе Павловске, считающемся пригородом Санкт-Петербурга, я выступала в местном Дворце культуры, — вспоминает режиссер. — Детям я показала свой новый мультфильм, посвященный чудотворной иконе «Всех скорбящих Радость». После просмотра юные зрители поинтересовались, где находится эта святыня. Их глаза светились неподдельным интересом к рассказанной в мультфильме истории. Дети поверили, что икона — не доска или рисунок. К Божией Матери можно обращаться за помощью. Ради таких мгновений стоит жить и работать.

Сергей Кибальниченко, "Липецкая газета"

Комментарии 0

Новости по теме Новости MediaMetrics