Общество

"Есть два пути решения конфликта: вертикальный и горизонтальный"

Сотрудники Службы медиации о том, как научиться мирно жить и сосуществовать

0

Люди перестали слышать друг друга. Эта проблема уже не частная, она вылилась на улицы наших городов, в школы, на предприятия, в офисы.

Народ конфликтует. В бесконечные разборки, семейные, школьные, дворовые, сетевые, втянуты и взрослые, и дети. Вот только одна достаточно тревожная цифра – более 60 процентов подростков признаются, что при определённых обстоятельствах испытывают ненависть к одноклассникам. Конфликты наши дети научились решать силовым способом, проявляя крайнюю жестокость по отношению друг к другу. На зеркало пенять сложно, потому что у самих не всё в порядке с лицами, точнее – со смыслами и моралью. Однако жизнь подталкивает нас к миролюбию, иначе никак не обойтись.

В Липецке работает автономная некоммерческая организация «Служба медиации», которая помогает создать условия для переговоров и соглашения сторон, то есть, находит тот самый компромисс, путём взаимных уступок сохраняющий человеческие отношения в любом споре.

«Есть два пути решения конфликта. Вертикальный, когда в ссоре виноватым в итоге становится один человек и он же несёт наказание. И горизонтальный, где все равны и все одинаково виноваты. Он-то и есть верный», – рассказывает Лилия Кривоносова, сотрудник Службы медиации.

Сегодня мы часто слышим слова «стресс», «нагрузка», «эмоциональное напряжение», «профессиональное выгорание». Служба медиации родилась «под диктовку» времени, чтобы помочь людям справляться с конфликтами.

В Липецкой области она работает с 2012 года. Люди могут обратиться в неё с совершенно разными ситуациями: расторжение брака, определение порядка общения с ребёнком, ссоры между супругами, членами семьи. Но вот что волнительно: всё больше запросов приходит из школ. Чаще всего в эпицентре конфликта оказываются подростки «переходного звена» – с шестого по восьмой класс.

Потому в Службе медиации появился проект «От диалога к согласию: применение восстановительных технологий в школьном сообществе». Цель – создать в школах условия для развития навыков конструктивного взаимодействия, предупреждать и гасить конфликтные ситуации, воспитывать культуру разумного поведения в ученической, родительской и профессионально-педагогической среде. С сентября проект реализуется за счёт поддержки Фонда президентских грантов. Работают программы «Круг сообществ» и «Восстановительная медиация», проходят тренинги по искусству примирения людей. В проекте участвуют липецкая гимназия №69, школа №29 «Университетская» и школа №2 города Задонска.

В российских школах участились случаи насилия, причём от проявления агрессии страдают не только подростки, но и учителя: травле и насилию подвергались многие педагоги. Это примета времени.

Нельзя сказать, что сейчас число конфликтов суперзначительно выросло по сравнению с прошлым веком. Но изменилось представление людей о ценности жизни. Воспитание ребёнка в одной семье часто не совпадает с воспитанием в семье соседа по подъезду. И если ещё полвека назад родители недоросля, попавшего в неприятную ситуацию, обязательно разговаривали с ним, наказывали, если он того заслуживал, то нынче заботливые мамы чаще сразу бегут в школу – не выяснить причину, а пожаловаться на учителя. Стоит ли так поступать?

По мнению специалистов, реакции современных людей на конфликты обусловлены нашим укладом жизни. Из-за открытого доступа к миру у нас на слуху слишком много посторонних проблем. Кроме того, по телевидению каждый день показывают передачи, в которых собравшиеся обсуждают истории, делают предположения и сами ищут правду. Может, и в реальной жизни детям и взрослым хочется создать собственное шоу, в котором они будут главными героями, зрителями и судьями одновременно. Но телевизор можно выключить, а свои проблемы не отключишь кнопочкой на пульте...

Одна из программ проекта – тренинг «Круг сообщества». У каждого участника – а это непосредственные свидетели или зачинщики конфликта: одноклассники, учителя, родители – есть возможность высказаться по разным темам: как ребёнок чувствует себя в классе, чем может быть полезным окружающим. Все говорят по очереди и свободно, когда в руках оказывается некий «Символ слова» – тотемный предмет, благодаря которому человек не боится быть неуслышанным. Закон тренинга: взял статуэтку в руку – тебя все слушают, не перебивают. Некая гарантия, которой нам так не хватает в обычной жизни. Задача ведущего, специалиста-медиатора, помочь через слово найти выход из ситуации, которая мешает уверенно чувствовать себя в обществе.

В рамках проекта был организован трёхдневный курс по навыкам восстановительной медиации у школьников, которые позволяют проводить процедуры примирения среди сверстников. Ведущий Рустем Максудов, председатель всероссийской ассоциации восстановительной медиации, поделился с ребятами секретами процесса медиации. «На тренинге обсуждают всё, что будет за тренингом», – сказал Рустем. Вот пример…

Допустим, во время контрольной работы две одноклассницы попросили третью – отличницу – разрешить списать ответы. Она отказала, объяснив, что не успевает решить задания. Но вскоре выяснилось: она всё сделала верно, но не хотела выполнить просьбу одноклассниц. Возникли обида и ссора.

И вот на стулья садятся две девочки в роли медиаторов, а перед ними одноклассницы, получившие плохую оценку. Начинается беседа – только по определённым правилам, которых нам и не хватает за пределами тренинга.

«У специалиста нет задачи советовать, – объясняет Лилия Кривоносова. – Он не должен быть на чьей-либо стороне. Он лишь контролирует ситуацию, чтобы она была спокойной и каждый имел возможность высказаться, не оскорбляя другого».

Медиатор задаёт вопросы, девочки проговаривают ситуацию и ищут выход из положения. Специалиста интересуют разные точки зрения, он задаёт вопросы, чтобы все поняли друг друга, простили и составили некий договор перемирия.

Такие занятия учат не только правильному поведению. Ребята, прошедшие тренинги, сами могут в каких-то простых ситуациях выступать в роли медиаторов. В школах, где проходил эксперимент, будут созданы «примиренческие» команды.

Что нужно знать тем, кто был «за тренингом»? Первое – с детьми нужно разговаривать, интересоваться их жизнью, давать советы, задавать вопросы. Человек отличается от зверя тем, что владеет силой слова. У каждого из нас есть некий тотем. Но мы забыли об этом, потеряли его в гаджетах, лайках и бесконечном потоке новостей.

Второе – прямо сейчас, прочитав журнал, подойдите к своему ребёнку. Поговорите с ним хотя бы четверть часа. И делайте так каждый день!

Справка: Более 60 процентов детей признаются, что при определённых обстоятельствах испытывают ненависть к одноклассникам.

Половина говорит о том, что приятели их «подло предали», «обидели». 25 процентов с ненавистью относятся к «подхалимам» и «любимчикам» учителей. Другими распространёнными причинами, по которым одни школьники ненавидят других, стали зависть к чужому успеху, личные обиды и соперничество.

Число конфликтов становится в разы больше, если в классе есть агрессивные дети, постоянно дестабилизирующие обстановку. Сами ребята говорят о том, что именно приход агрессивного ученика в коллектив порождает конфликты детей в школе (примерно 35 процентов опрошенных).

Девочки признаются, что часто конфликтуют из-за мальчиков.

"Липецкая газета: Итоги недели"

Комментарии 0

Новости по теме Новости MediaMetrics