Общество

Загонят ли липчан в многоярусные парковки?


0

Лет 30 назад личные автомобили считались роскошью. Теперь их можно сравнить с домашними тапочками, когда встал утром и ноги — в шлепанцы. Вышел из дома, сел за руль и поехал. Масса времени экономится. Но «тапочки» под окнами могут позволить себе не все. Особенно жители новых микрорайонов Липецка, где битвы за парковочные места во дворах частенько заканчиваются скандалами.

Каждый второй с машиной

В Липецке проживают чуть более 500 тысяч человек, а в частном владении находятся 211 тысяч авто. Учитывая, что в жилых комплексах высотной застройки обитает почти треть населения, на его долю приходится 70 тысяч машин. Попробуй-ка размести их в «Елецком», «Университетском» и прочих районах с номерами от 19 до 33. Вот и ставят машины в три ряда. И засовывают под «дворники» бумажки с номерами мобильников на случай, если подпертый сосед ночью уехать захочет. И так из вечера в вечер, из месяца в месяц. Но из-за близости «тапочек» терпят все. Тем более что за место для них платить не нужно.

И еще один важный момент. Население Липецка остается неизменным уже 34 года, а количество личных авто в областном центре ежегодно увеличивается на 6,5 процента. Можно порадоваться за рост благосостояния горожан. Но радость эта омрачается тем, что ставить легковушки вскоре даже в три ряда не получится. Люди сегодня привередливые пошли. В хрущевках с большими дворами жить не хотят. Современные многоэтажки им подавай. А чем выше дома, тем больше жильцов и меньше мест для парковок.

Земля есть, но не во дворе

Возникает вопрос: о чем думают архитекторы, продолжая проектировать дворы у высотных домов без больших парковок? А они, оказывается, опираются на утвержденный Минстроем РФ в 2016 году Свод правил «Стоянки автомобилей». Согласно этому документу обеспеченность личным транспортном составляет 350 машин на 1000 человек, то есть 35 процентов, хотя в Липецке это почти 50 процентов. Известно, что авто на приколе не стоят, на них не только на работу ездят, но и в отпуск. Поэтому проектные расчеты делаются исходя из условия, что обеспеченность личным транспортом у нас составляет 25 процентов. Приблизительно это выглядит так. В типовой липецкой 20-этажке — 160 квартир. В каждой семье в среднем три человека, выходит, жильцов всего 480. Четвертая часть от этого числа — 120. Именно под такое количество машин нужно проектировать парковочные места. Вроде бы все логично.

Однако согласно тому же Своду правил стоянка от 10 до 50 авто должна располагаться минимум в 15 метрах от зданий с окнами, для 50-100 машин в 25 метрах, для 100-­300 ­в 35 метрах, с большим числом автомобилей — не менее 50 метров. То есть нормальную парковку близ многоэтажки можно строить только вдали от подъездов. А высоток рядом несколько, и везде автомобилисты живут. К тому же еще надо спортивные и детские площадки возводить, ближе 25 метров к которым запрещено оборудовать даже мини-стоянки до 10 машин.

Но Свод правил не нарушается. Оказывается, землю под большие парковки архитекторы застолбили, и находится она, как и положено, в полусотни метрах от домов. В каждом микрорайоне Липецка есть пустыри. На них и предусмотрены автостоянки.

Плюс восемь тысяч машино-мест

— В администрации Липецка разработаны 26 проектов строительства подземных и многоярусных парковок. Каждая на 300-400 автомобилей. Их будут возводить частные фирмы и сдавать машино-места в аренду, — рассказал председатель департамента дорожного хозяйства и благоустройства Липецка Николай Воронин. Он уточнил, что реализация этих проектов позволит найти пристанище более чем восьми тысячам авто.

По его словам, в 28-м микрорайоне предусмотрены одна подземная и одна двухъярусная автостоянки, еще две многоуровневые — в «Елецком». Построят многоэтажные парковки в районе памятника Танкистам, на улицах Кривенкова, Катукова и других. Уже возведены многоэтажные автостоянки на улицах Меркулова, Шерстобитова, 50 лет НЛМК и пустующая несколько лет напротив «железного» рынка.

Также предлагается использовать московский опыт сооружения вертикальных автоматизированных автостоянок с подъемниками. Они невелики — всего 10х10 м, быстро возводятся и вмещают от 12 до 32 авто.

Никто платить не хочет

Возникает два резонных вопроса. Почему эти проекты до сих пор существуют только на бумаге? И с чего это вдруг несколько уже построенных многоуровневых парковок пустуют? Ответ один — липчане привыкли ставить «тапочки» бесплатно. Парковать машины за километр от дома да еще деньги за это отдавать никому не хочется. Из-за этого и не спешат бизнесмены вкладываться в новые проекты.

Любовь к халяве понятна. Но стремление бесплатно парковаться у подъездов обусловлено и другим мотивом. Сформулировать его можно расхожей фразой: «Если другим можно, то и я буду». «Другие» — это липчане, за свои деньги оборудовавшие стоянки со шлагбаумами. И все по закону. Если придомовая территория в собственности владельцев квартир, они вправе делать на ней все что угодно. В том числе парковки. И по решению общего собрания могут строить их гораздо ближе к домам, чем того требуют министерские нормы.

Но это не нравится жильцам соседних многоэтажек, где или двор не в общей собственности, или на собрании договориться не сумели. Вот и паркуют где попало.

Захват продолжается

Желание видеть «тапочки» из окна привело к тому, что в Липецке идет массовый захват муниципальной земли под личные парковки. В одних дворах самовольно устанавливают блокираторы, прозванные в народе «лягушками». В других — вкапывают столбики с цепями, тросами и замками. Однако меры по наведению порядка не принимаются. По словам начальника городского управления административно-технического контроля Ирины Суздальцевой, на захватчиков земли с начала года составлено лишь 20 протоколов, а демонтировано «лягушек» и того меньше.

Оставить машину на ночь теперь стало проблематично и в тех дворах, где недавно не было никаких проблем. Причина — в уплотнении застройки. Например, на улице Звездной, 11 есть просторная стоянка. Раньше места хватало всем. Но между двумя старыми домами недавно втиснули еще одну многоэтажку, и сразу же появились «лягушки». Или совсем свежий случай, когда за ТЦ «Октябрьский» на месте детсада возводят высотку. Машин станет на полторы сотни больше, и придется всему кварталу в три ряда парковаться. И таких примеров масса.

К чему приводит перенасыщенность авто во дворах? К проблемам с чисткой снега зимой и вывозом мусора круглый год. Но это мелочи. Случись что, пожарная машина не проедет, да и скорая помощь к больному может не успеть.

Помогут ли запреты?

В Липецком горсовете решение проблемы видят в полном запрете на парковки во дворах.

— Нам необходимо запретить стоянку транспорта на придомовых территориях, разрешив только остановку. Естественно, предоставив альтернативу, построив многоярусные парковки, — заявил председатель горсовета Игорь Тиньков.

Принцип «запрещать и не пущать» никогда ни к чему хорошему не приводил. В данном случае он противоречит здравому смыслу. Если ввести запрет, что тогда делать с уже оборудованными во дворах парковками? Ликвидировать?

Председатель городского департамента дорожного хозяйства Николай Воронин считает, что Липецк может перенять опыт Белгорода. Там при новом строительстве проектом планировки специально зауживают дворы, чтобы у жителей не было возможности оставлять машины. А сами парковки, бесплатные, с номерами квартир, делают на внешней стороне улицы. Но для этого дороги чуть шире должны быть, чтобы место для стояночных «карманов» осталось.

Есть и другой путь — продажа на торгах машино-мест на уже обустроенных во дворах стоянках. Но только в тех районах, где есть острый парковочный дефицит.

Разруха — в головах

Чтобы построить все запланированные многоярусные, подземные и вертикальные стоянки, уйдет несколько лет. Уличных «карманов» а-ля Белгород пока даже на чертежах нет. Но и это выполнимо. О торгах по продаже машино-мест только поговаривают, но слова на гербовой бумаге оформить несложно. Однако проблема останется. Потому что разруха не в автостоянках и их нехватке, а в головах липчан, привыкших безнаказанно бросать «тапочки» где попало.

И что делать? В Москве, например, не стали изобретать велосипед, а просто начали выполнять законы. За пару лет штрафы изменили ментальность москвичей и ситуация изменилась. Также и в Липецке начинать надо с наведения элементарного порядка. С ликвидации «лягушек» и наказания автохамов.

Лед, вроде как, тронулся. Губернатор Игорь Артамонов провел по этому поводу совещание. И тут же с газонов и тротуаров начали вывозить машины на штрафстоянки. Составляют протоколы и на тех, кто проезды перегораживает и на бордюры заезжает. Но это лишь разовые акции. Системному подходу мешает несовершенство слишком либерального местного законодательства. Игорь Артамонов предложил взять за основу столичное и прописать в областном КоАП простой механизм наказания нарушителей. Доказательством должны стать фото припаркованных авто.

Быть может, хоть это заставит липчан отгонять машины на платные стоянки. Иначе зачем тогда затеяли аж 26 проектов их строительства чуть ли не в каждом микрорайоне?

Иван Двуреченский, "Липецкая газета", фото Геннадия Логунова

Комментарии 0

Новости по теме Новости MediaMetrics