Общество

История лётчика, который командовал последним полётом Леонтия Кривенкова и Сергея Шерстобитова


12 августа Россия отмечает День Военно-воздушных сил. По заведённой традиции полковник в отставке лётчик-снайпер Иван Григорьевич Томилин проведёт этот праздник в кругу семьи. Друзья и родные соберутся за столом, чтобы чествовать своего авиатора. А он вновь и вновь будет вспоминать блистательные и трагичные эпизоды профессиональной жизни, которая вошла в историю не только нашего города, но и всей российской авиации.

Мечты выше крыши

О том, что настоящие самолёты всегда взлетают против ветра, десятилетний Ваня Томилин не знал. Чтобы исполнить свою мечту, мальчику пришлось преодолеть немало стереотипов. Правда, не природных, а человеческих.

Ваня с родителями жил в Воронеже. Он ежедневно видел, как с местного авиационного завода отправляли крылатые машины. Его отец был кузнецом и частенько подковывал лошадей, а Ваня мечтал, что когда-нибудь он подкуёт «железных птиц». Но он и представить себе не мог, каким трудным окажется его путь в небо.

– Не поверите, я с шести лет мечтал о самолётах, – вспоминает Иван Григорьевич. – Мы тогда часто играли в войнушку. Другие пацаны представляли себя танкистами, разведчиками. А я – только лётчиком.

Перед Великой Отечественной войной отца арестовали, объявили врагом народа и приговорили к десяти годам ссылки. В 1943 году от тифа умерла мама, и Ваня с братом и сестрой остался на попечении тёток.

– Отсидев, отец сразу забрал нас в Воронеж, – рассказывает Иван Григорьевич. – Вновь начал работать, женился, и жизнь вроде стала налаживаться. Правда, я уже тогда понимал, что сын врага народа летать может только во сне. Мне помог случай.

Как-то раз к ним в школу пришёл инструктор из аэроклуба. Он с порога спросил: «Ребята, кого научить летать?» Другие мальчишки колебались, стоит ли. Ведь потом надо обязательно поступать в военное авиационное училище. Старшеклассник Томилин, не мешкая, записался.

– До последнего не верил, что удастся поступить в борисоглебское училище, – улыбается полковник. – Но мечтать продолжал. И всё получилось. О своём зачислении я и ещё три парня узнали в самую последнюю очередь. Там какая-то заминка вышла. Но это неважно, главное, я всё-таки вырулил на взлётную полосу.

Действительно, судьба допустила Томилина к полётам. Но ещё долгое время испытывала молодого пилота.

– После выпуска я почти семь с половиной лет отработал инструктором, – продолжает Иван Григорьевич. – Подготовил свыше семидесяти лётчиков. Но сам мечтал не о «взлёте-посадке», а о настоящей работе. Каждый год писал командованию: «Отправьте меня на самый крайний север или на самый крайний юг». Из раза в раз отказывали.

«Краем» для Томилина оказался Воронеж. С помощью учеников ему всё же удалось перевестись на «настоящую службу» в родной город.

– Сколько можно было летать только днём и исключительно в ясную погоду? – возмущается Томилин. – А ведь только в таких условиях положено учить курсантов. В Воронеже началось настоящее дело. Я поднимался в воздух и днём и ночью. Как и полагается нормальному авиатору. Однажды прилетел в Липецк – пригнал на ремонт свой самолёт – и влюбился в город без памяти. Через год перевёлся.

Под липецким небом

Иван Григорьевич не скрывает: всегда хотел и стремился работать в Липецке. Ему предлагали Москву, Витебск, Киев… А он неизменно возвращался в наш город. Говорит, коллектив дружный и живут все вместе. Такая преданность не осталась неоценённой. Именно Липецк подарил Томилину самые дорогие воспоминания.

В 1966 году в нашем городе обучался технике пилотирования второй космонавт мира Герман Титов. Он летал на МиГ-21 в спарке с Томилиным, который тогда работал заместителем командира эскадрильи.

– Крепкий был пилот, – вспоминает Иван Григорьевич. – И очень скромный человек. На занятия ездил на общественном транспорте. Естественно, окружающие не узнавали его.

Однажды Герман Степанович отправился на своём «Москвиче 412» в Елец, где проходили торжественные мероприятия. Встреча удалась, Титова так хорошо приняли, что на обратном пути он вместе с первым секретарём обкома комсомола Леонидом Бельским за­ехал… в Дон. Бывает. Потом вызвали другую машину и так вернулись в Липецк.

– А утром во время полёта Титов попросил: «Иван Григорьевич, давай слетаем до Дона, посмотрим кое-что», – продолжает Томилин. – Я согласился. Спустились пониже и видим, что там вовсю кипит работа – подъёмным краном вытягивают «москвич». К слову, машину ему в Липецке восстановили, и даже денег не взяли. Сотрудницы попросили только сфотографироваться.

В 1968 году Томилин руководил последним полётом Кривенкова и Шерстобитова. Тогда сверхзвуковой бомбардировщик Як-28 выполнял тренировочный полёт. Неожиданно у полностью заправленного и начинённого боеприпасами самолёта загорелся левый двигатель. Опытные лётчики пожар устранили, но нужна была экстренная посадка со стороны города. За несколько километров до взлётно-посадочной полосы прямо над Липецком вышел из строя правый двигатель. Ценой своей жизни лётчики отвели падающий самолёт от жилых зданий. Он рухнул на пустыре. Указом Президиума Верховного Совета СССР Леонтий Александрович Кривенков и Сергей Максимович Шерстобитов награждены орденом Красного Знамени (посмертно). Им было по сорок три года.

– Это я давал разрешение на запуск и выруливание, – рассказал Томилин. – Видел, что, когда машина тронулась, пламя вылетело из одного двигателя. Я сообщил, что пожар, и дальше вёл разговор. Сегодня трудно судить, что было бы, если… На мой взгляд, нельзя было сажать самолёт с обратным стартом… Шерстобитов давал команду Кривенкову катапультироваться, тот обязан был подчиниться. Но Леонтий ответил: «Серёга, до конца будем вместе». А ведь Кривенков уже имел приказ главнокомандующего о переводе в Ахтубинск на испытательную работу. Перед отъездом он уговорил начальника центра немного полетать. И вот как получилось.

В восьмидесятые Ивана Григорьевича направляют на службу в Германию. Это время он вспоминает как один из самых благополучных и спокойных периодов своей жизни.

– Тогда в Советском Союзе чувствовался дефицит многих вещей, – подчёркивает лётчик. – У немцев проблем с товарами не было. Всего хватало в избытке. Мне особенно понравились порядок и чистота городов. Там полицейский мог запросто разбить резиновой дубинкой окно, если оно было грязным. Стоит ли говорить, что все стёкла сверкали. А ещё запомнился интересный памятник в Ютербоге – колотушка на старинных воротах с надписью «Этой дубиной убит последний вор в городе».

Шесть лет продолжалась служба Томилина в Германии.

– Мы летали на новых самолётах, – вспоминает полковник. – Сначала на МиГ-21, потом на МиГ-23.

Когда срок контракта подошёл к концу, Иван Григорьевич вместе с семьёй вернулся в Липецк. В Липецком авиацентре он проработал до самой пенсии.

Прямое попадание

– Чем отличается хороший пилот от посредственного? – спрашивает меня Томилин и сам отвечает: – Тем, что он никогда не станет кичиться своим профессионализмом, о квалификации и так все знают.

Иван Григорьевич тоже не любит вспоминать былые заслуги. Мол, нечего прошлое ворошить. Однако его коллеги по службе приводят небольшую статистику полковника: восемь тысяч восемьсот полётов, пять тысяч пятьсот часов налёта, двадцать пять видов освоенных самолётов (от У-2, больше известного как «кукурузник», до многоцелевого истребителя четвёртого поколения МиГ-29), орден Красной Звезды и орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени.

– В моей профессиональной жизни всё сложилось лучше, чем я мог себе представить, – отмечает Томилин. – Единственное, о чём иногда сожалею, – так и не смог посмотреть Дальний Восток. Много где бывал, а этот край не увидел.

А вот с Президентом России Владимиром Путиным полковнику в отставке удалось встретиться. Причём в прошлом году. 

– Я был в составе липецкой делегации в Курске на праздновании 75-летия Курской битвы, – продолжает Томилин. – Туда же приехал и Владимир Владимирович. Он возложил цветы к монументу, а потом лично поздоровался с каждым делегатом. Некоторые обращались к нему с проблемами и вопросами, но я не стал. У меня всё в порядке, а пустыми разговорами нечего отвлекать президента.

Мария Завалипина, "Итоги недели"

Новости по теме Новости MediaMetrics